В этом уверены все, кто высказал свое мнение о новых условиях работы в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
Фото носит иллюстративный характер / av.by
Вскоре вступят в силу весьма жесткие требования к перевозчикам в сфере такси. Они предусмотрены Указом от 25 января 2024 года №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Нововведения, по замыслу властей, направлены на ликвидацию «серых» участников рынка. Однако есть основания полагать, что в результате количество предложений снизится, а цена на услугу вырастет. В Минске недавно прошла встреча перевозчиков с представителями Минтранса, Транспортной инспекции и других госорганов. Разговор шел о реестре пассажирских перевозок в нерегулярном сообщении, который вводится Указом №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Но вопросов, как часто бывает, больше, чем ответов на них.
Что меняется для участников рынка такси
Главное – создается и вводится в действие «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», в который будут включаться сведения:
- об автомобильных перевозчиках, перевозящих пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси;
- о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), используемых для оказания услуг по перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении;
- о водителях таких транспортных средств;
- о диспетчерах перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси.
При этом в проекте перечня видов деятельности, разрешенных для ИП, перевозки пассажиров сохранились. Это значит, что индивидуальные предприниматели смогут и дальше работать в такси.
Когда начнут действовать нововведения
Согласно указу, реестр заработает в тестовом режиме уже с 1 августа. С этой даты участникам рынка такси предлагается зарегистрироваться в нем без оплаты. А уже с 1 ноября работать без включения сведений в реестр будет невозможно (за это перевозчикам грозит конфискация выручки и автомобиля). Тогда же регистрация в нем станет платной: 2 базовых величины – за автомобиль, 1 – за водителя, 100 – за диспетчера.
Пользоваться популярным сервисом «Яндекс.Такси» без регистрации в реестре тоже не получится. Ведь владелец системы не сможет передать заказ перевозчику, не включенному в реестр.
Какие еще изменения
Увеличивается количество отчетности. Диспетчер такси или сам перевозчик будет подавать очень развернутую информацию (в том числе время начала и окончания смены, оплаченный пробег по каждой машине и водителю) как в реестр, так и в МНС. Кроме того, перевозчику нужно будет во время рейса вести видеофиксацию в салоне авто и хранить данные в течение 15 дней.
Что о новых условиях работы думают водители
Мы спросили тех, кто находится на передовой автомобильных перевозок – водителей, предпринимателей и владельцев бизнеса из Бреста, Гродно и Минска, как им работается сейчас и что они думают о новых требованиях к работе такси.
Цены в любом случае будет формировать перевозчик
Алексей из Бреста работает по договору с перевозчиком. Считает, что в повышении тарифов нет ничего плохого:
– Я работаю через Яндекс. С одной стороны, это облегчает задачу. Маршрут прокладывается через установленное на телефон приложение. Оно же считает сумму, которую платит клиент. Мне не надо иметь кассовый аппарат, даже счетчик. Яндекс потом переводит деньги мне на карту. Правда, в общей сложности у меня остается меньше 70%. Если минусовать топливо, выходит, что, работая 8–10 часов, могу заработать «чистыми» 40–50 рублей в день. А если посчитать с учетом ремонта и обслуживания машины, то, наверное, рублей 20–25. Это немного. Так что не надо думать, что мы зарабатываем огромные деньги. Мне кажется, что услуги такси у нас слишком дешевые. Но цену устанавливаем не мы.
Повышение квалификации ударит по карману водителя
Александр из Гродно – водитель со стажем, работает по договору. Полагает, что, пройдя повышение квалификации, водитель лучше не станет:
– На мой взгляд, изменения, вступив в силу, больше всего ударят по карману водителей, которые должны будут пройти повышение квалификации стоимостью 400–500 рублей сроком 2 недели. Никто не захочет терять деньги, которые мог бы заработать за это время. Учитывая, что водителей и так не хватает, а привлечь новых будет значительно сложнее, ведь каждый, у кого по правам стаж более 5 лет с момента их выдачи, а таких большинство, будут обязаны пройти повышение квалификации. Для чего это? Как будто кто-то станет лучше ездить. Так что количество водителей однозначно будет уменьшаться, а поездки будут стоить дороже.
Такси перестанет быть доступным, а многие будут чаще пользоваться общественным транспортом
Еще один брестчанин Сергей считает, что такси будет меньше, а вот загруженность общественного транспорта увеличится:
– Брест – относительно небольшой город. Здесь редко маршрут превышает 10–12 км. Потому и заработки у нас не такие, как, например, в Минске. Хорошо, если с одного клиента выходит пять рублей «чистыми». И это без учета топлива. Потому я не думаю, что все эти реестры и прочие усложнения сделают услуги перевозчиков более дешевыми. По качеству – может быть, оно и улучшится. Что касается доступности, то она однозначно пострадает. Видимо, какая-то часть людей будет больше пользоваться услугами общественного транспорта, а кто-то станет чаще ездить на собственном авто.
Почему в Беларуси водитель такси не может быть самозанятым
По поводу предстоящих нововведений Алексей из Бреста не скрывает разочарования:
– Мне надо будет теперь как минимум регистрировать ИП. Что, конечно же, повлечет дополнительные издержки. Почему-то у нас статус самозанятого в такси не предусмотрен, хотя в России, Армении, Казахстане и других странах СНГ такая возможность есть, что позволяет водителям автоматизировать и упростить учет. У нас, насколько я понимаю, все эти процедуры только усложнятся. Работать станет совсем невыгодно. Мы с коллегами уже обсуждали эту ситуацию и пришли к выводу, что придется менять сферу деятельности.
Многие водители готовы уйти из сферы такси
Сергей работает в такси по договору с минским перевозчиком на своей машине. Считает, что работа есть постоянно, но заработать не всегда возможно:
– Работать начал летом прошлого года, когда искал подработку. Как раз Яндекс снизил требования к авто, моя Skoda Fabia 2009 года выпуска стала подходить под тариф «Эконом». Больших денег на подработке, конечно, не заработаешь, но в качестве дополнительного заработка – неплохой вариант. Утром и вечером, когда люди едут на работу и возвращаются домой, коэффициенты «горят», заработок выше. Плюс в «хлебные» дни – пятница, суббота, воскресенье, праздники – всегда повышенный спрос. В такие дни можно и по 200 рублей заработать, правда, работать приходиться «без перекуров». Зимой после Нового года и до конца весны заказов было меньше, коэффициенты «потухли», но работа есть всегда. Сейчас Яндекс, на мой взгляд, удобен и для водителей, и для пассажиров. Правда, Транспортная инспекция ежедневно устраивает рейды. Если машина не оборудована по всем требованиям, ничего хорошего не жди. А с введением реестра требования еще больше ужесточатся. Поэтому, скорее всего, придется прощаться со сферой такси.
Видеофиксация в салоне автомобиля может оттолкнуть клиентов
Юрий из Гродно работает в такси недавно. Убежден, что видеорегистратор в салоне автомобиля может оттолкнуть многих клиентов:
– Работаю в «Яндекс.Такси», получаю процент от выручки, тружусь по 8–10 часов по строгому графику, в том числе в ночные смены. На сегодняшний день мой доход составляет в среднем около 2000 рублей. Не знаю, буду ли продолжать работать в такси, потому что лично меня грядущие нововведения не радуют. Доход точно больше не станет, скорее, уменьшится, так как есть вероятность повышения стоимости поездки для пассажиров. Спрос на такси может существенно снизиться. Кроме того, меня несколько обескураживает факт обязательной видеофиксации в салоне. Конечно, если есть спорный момент, то запись поможет увидеть, на чьей стороне правда. Однако уже не получится просто поговорить «по душам» с пассажиром, ведь зачастую нам, таксистам, приходится работать внештатными психологами, выслушивая различные жизненные перипетии в отношениях. Человек выговаривается – ему легче становится. В качестве благодарности, что его выслушали, может чаевые оставить. А при видеофиксации вряд ли кто-то станет открывать свою душу. А второе – покупка оборудования для видеофиксации тоже немало стоит. А значит, все расходы будут заложены в стоимость поездки. В итоге – неизбежное повышение цен.
С ним согласен Владислав из Бреста, также наемный работник:
– Мне кажется, требования к включению в реестр чрезмерные, что скорее сузит рынок и приведет к значительному росту цен на поездки. А требование непрерывной видеофиксации в салоне… Здесь есть как очевидные плюсы (в спорных ситуациях гораздо проще водителю отстоять свою позицию, имея видеозапись), так и обратная сторона. Видеокамеры, закупка оборудования с большими мощностями, его обслуживание для сбора, хранения, передачи и другой обработки персональных данных являются необоснованно высокими расходами. Кроме того, среди оснований для исключений из реестра много факторов, которые могут случиться из-за банальной технической ошибки. И потом: никто не берет во внимание чисто бытовой момент. Люди, которые заказывают такси, особенно в выходные и в ночное время, очень часто, мягко выражаясь, категорически не хотят, чтобы их снимали. Мы, конечно, обязаны гарантировать, что эта запись не попадет в публичное пространство. Но каждый человек имеет право на неприкосновенность личной жизни. Значит, пассажир может потребовать выключить камеру. Но мы не можем по закону это сделать, иначе у нас потом будут проблемы. Вот такой получается парадокс.
С введением новых правил вряд ли получится работать по свободному графику
Минчанка Татьяна работает по договору на арендном авто. Считает, что введение реестра только усложнит работу:
– В такси я начала работать в 53 года. Это была вынужденная мера после смерти мужа, к тому же дочь учится на платном отделении. Работаю уже два с половиной года. Первые восемь месяцев работала на парк сменами по 12 часов, потом перешла на аренду. Сейчас работаю по 7–8 часов в день с двумя выходными в неделю. 17% от каждого заказа забирает парк, еще 23 – Яндекс. Аренда машины в неделю стоит 350 рублей, плюс затраты на бензин, мойку. В итоге чистыми в месяц выходит 1200–1300 рублей. Из плюсов могу отметить свободный график – могу работать в любое время днем или ночью, нет начальства. Пассажиры относятся к женщине-водителю хорошо, часто благодарят за аккуратное вождение. Но работа все равно очень нервная, в выходные много клиентов в нетрезвом состоянии, бывают и конфликтные, относятся, как к обслуживающему персоналу. С введением нового реестра вряд ли получится работать. Сейчас такси стоит недорого, у водителя и клиента есть электронный чек по каждой поездке в приложении. Парк платит налоги, как и положено. Не понимаю, зачем так все усложнять? А еще автомобиль такси нельзя будет использовать в личных целях. Останется возвращаться в парк на смены по 12 часов. Но это не вариант.
Использовать автомобиль такси можно будет только по работе
Дмитрий из Минска работает по договору с парком на личном авто и смотрит на ситуацию более оптимистично:
– Работаю три года в тарифах «Эконом» и «Комфорт». В среднем – по 12 часов в день. «Грязными» выходит по 200 рублей. От нового реестра ничего хорошего не жду, но пока рано что-то обсуждать. Информация разная, официальных комментариев мало. Из последнего, что слышал: к концу лета должны разработать программные кассы, которые заменят таксометры. Чтобы работать на своей машине в парке, нужно оформить ее по всем стандартам и передать в безвозмездное пользование организации. Использовать машину можно будет только в рабочих целях. Наверное, придется использовать не наклейки, а магниты, которые нужно будет снимать, когда едешь по своим делам. Работать можно будет не более 11 часов в день. Также должны быть курсы водителей такси, курсы повышения квалификации каждые пять лет, медицинская справка с правом найма каждые три года, а тем, кто старше 50 лет, – каждый год. Перед каждой сменой будет обязательным прохождение врача и механика. Также будут трудовые договоры. Я пока никакие курсы не проходил, еще будет время – не надо бежать впереди паровоза. Все еще может поменяться.
«Серые» схемы могут перейти к «черным» диспетчерам
Индивидуальный предприниматель Игорь из Гродно полагает, что может снова появиться рынок нелегальных такси:
– Возможно, «серые» схемы, от которых хотят избавиться указом, перейдут к «черным» диспетчерам, которые могут не отражать всю выручку. Однако Яндекс и так показывал всю выручку государству по каждой машине. Поэтому, по-моему, с нововведениями особо лучше не станет. Уже и так усложнили работу для ИП после отмены упрощенной системы налогообложения. Из-за сложности учета и более высоких налогов около 30% легальных таксистов перестали работать. Все эти нововведения только усложнят трудоустройство в такси.
Непрофессиональных водителей станет меньше
Брестский предприниматель Юрий имеет несколько машин и считает, что изменения выбьют с рынка непрофессиональных водителей:
– Это хорошо, если из сферы такси уйдут подработчики и пацаны, которые только вчера закончили автошколу. Тариф однозначно должен быть выше, чем сейчас. Все компании, работающие на территории Беларуси в сфере такси, должны иметь как минимум офис и уполномоченных представителей в лице директора и главного бухгалтера. Водитель, работающий в такси, должен быть оформлен по трудовому договору. А то, что возрастут тарифы? Да, по нашим подсчетам, процентов на 25–30. Но ведь услуги такси у нас и так одни из самых дешевых в мире. Везде оно считается транспортом премиум-класса, т.е. повышенной комфортности. Так что все нормально.
Слишком большие затраты могут убить мелкий бизнес
Еще один предприниматель из Бреста Александр готов свернуть бизнес:
– Я не вижу смысла работать. Мой месячный заработок – 2–3 тысячи рублей, а мне только за включение в реестр нужно заплатить 3700. Плюс пошлины за каждую машину и водителя – это уже солидная сумма. В каждый автомобиль поставить по два видеорегистратора. Чтобы выйти «в ноль», мне придется отбивать эти затраты не один месяц, теряя при этом клиентов.
Гродненский предприниматель Владимир имеет несколько машин и пока не понимает, кому от вводимых изменений будет лучше:
– Все в шоке. Много вопросов и нюансов, на которые нет ответов. Все в ожидании официальных более точных разъяснений по применению отдельных пунктов указа. Могу сказать совершенно точно, что полное соблюдение новых правил снижает рентабельность бизнеса до 5% вместо 20%–25%. С таким процентом рентабельности рынок такси сможет существовать только при значительном повышении цен на поездки. Но, естественно, количество желающих ездить за 10 рублей на такси вместо 2 рублей значительно снизится. Люди будут передвигаться по городу дольше, личные и рабочие дела будут выполняться в более долгие сроки. Скажем, молодой человек 25 лет мог бы поехать в торговый центр «Тринити» на такси за 3 рубля и там потратить денег. Однако за 10 рублей он не поедет. А если будет добираться на общественном транспорте, то поедет зайцем. Кому от этого станет лучше, непонятно.