Подборка товаров от компании «Navigator», которые вам точно пригодятся

Тариф «Детский»: водители против пассажиров

21.05.2024 11:58
Транспорт

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Законно ли водители такси без детских кресел отказывают в перевозке пассажирам с детьми?

Недавно в новостной ленте ABW.BY была опубликован комментарий юридической консультации Добрушского района Евгения Курнасенко по поводу того, что водители автомобилей такси отказываются везти пассажиров, если они с детьми. Мол, нужно выбирать тариф «Детский», тогда на заказ приезжают автомобили со специальными креслами.

После выхода новости нам написал один из читателей, который долгое время работает водителем такси:

«Здравствуйте. Прочел на вашем сайте статью об отказе пассажиру в перевозке с ребенком. Сам долгое время работаю в такси. Вы приводите доводы адвоката о том, что отказ в перевозке незаконен, и рекомендуете написать заявление в транспортную инспекцию. Согласно Правилам дорожного движения в Республике Беларусь, все пассажиры должны быть пристегнуты. Поэтому отказ в перевозке основан не на том, что пассажир не выбрал тариф «Детский», а на том, что без специального удерживающего устройства (бустер либо детское кресло) вы не сможете пристегнуть ребенка ремнем безопасности. Прошу дополнить вашу статью моим комментарием.

Не нужно пугать водителей такси транспортной инспекцией, а нужно заботиться о безопасности перевозки. Ваш уважаемый адвокат говорит о том, что, выбирая тариф «Детский», пассажир рассчитывает на более безопасное вождение. Это не так. Любая перевозка должна выполняться безопасно независимо от того, кто находится в салоне автомобиля. Все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Возможно, ваш адвокат об этом не знает. Поэтому давайте будем объективны и будем заботиться прежде всего о безопасности».

Что ж, давайте разбираться, кто прав, а кто нет.

Как указал наш читатель, согласно ПДД, все пассажиры автомобиля должны быть пристегнуты, в том числе и в автомобиле-такси, раз уж речь идет именно о перевозке пассажиров данным видом транспорта. Об этом, кстати, говорится в п. 23.2 ПДД. Водитель не имеет права перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями, если такими ремнями транспортное средство оборудовано (п. 9.5 ПДД, глава 3).

Может ли водитель такси отказаться перевозить пассажиров с детьми по причине отсутствия в машине детских кресел или специальных удерживающих устройств?

Вернемся к ПДД: перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка (в возрасте до 5 лет), иных средств (бустеров, специальных подушек) (в возрасте от 5 до 12 лет). Но тут есть исключения – такие устройства при перевозке детей до 12 лет не нужны, если рост ребенка превышает 150 см, или же в случаях, когда используется автомобиль-такси (п. 178 ПДД, глава 23).

Так что наш читатель не прав. Перевозить детей в автомобиле-такси без специальных кресел или устройств закон разрешает. Следовательно, отказ в перевозке пассажиров с детьми не является правомерным.

Кроме того, если обратиться к п. 164 Постановления Совмина №972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок», то мы узнаем, что водитель автомобиля-такси обязан выполнять автомобильные перевозки, заказы на выполнение которых переданы диспетчером такси или с использованием электронной информационной системы. Среди запретов для водителя такси запрета на перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности или перевозку детей без специальных кресел или устройств, нет (п. 166).

Какой тариф выберет клиент – «Детский» или какой-либо другой – не важно. Отказ везти пассажира с ребенком по причине отсутствия в автомобиле-такси детского кресла неправомерен на основании как специальных правил, установленных для водителей такси, так и Закона о защите прав потребителей. При перевозке пассажиров идет оказание услуги по такой перевозке. Отказ в оказании данной услуги по причинам, не указанным в законодательных актах, является незаконным.

Так почему же тогда водители такси отказывают в перевозке пассажиров с детьми? Ответ прост: потому что в большинстве случаев та машина, которая приезжает на заказ, никакое не такси с точки зрения закона. Чтобы называться автомобилем-такси, одного подключения к сервису-агрегатору недостаточно. Нужно еще соответствовать критериям, которые законом установлены: специальная окраска или оклейка, наличие кассового аппарата и средств контроля налоговых органов, трудового договора с водителем, специальной страховки и т.п. По сути на заказ часто приезжает обычный автомобиль, перевозящий пассажиров, а не такси. Значит, чтобы перевозить детей, нужно иметь детское кресло или бустер. Водители об этом знают, инспекторы ГАИ – тоже, а тем более известный и распространенный в Беларуси агрегатор (перевозчик), называющий себя «такси».

Статья 18.26 КоАП. Нарушение водителем автомобиля-такси правил перевозки пассажиров
Необоснованный отказ водителем автомобиля-такси в перевозке пассажира либо работа на линии с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, или без такого кассового суммирующего аппарата (за исключением случаев, установленных актами законодательства), а равно умышленное вмешательство в работу спидометра или кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, влекут наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

И не нужно упрекать адвоката в том, что он чего-то не знает или запугивает водителей-такси. Все он знает и не запугивает, а учит тому, что у пассажиров такси есть права, установленные законом. И если эти права нарушаются, то жаловаться в компетентные органы можно и нужно.