С 1 апреля в России вступят в силу изменения в правила взыскания и, главное, подсчёта суммы утилизационного сбора. Новшества могут затронуть машины, растаможенные с применением льготы. Вероятно, разницу придётся доплачивать российскому покупателю. Редакция av.by попыталась разобраться в сути преобразований, выслушала мнение представителей автобизнеса и запросила комментарий у Государственного таможенного комитета.
Что произошло? Вкратце об изменениях расчёта утильсбора в РФ
Ещё в конце января журналисты av.by общались с источником из России, который предполагал: скоро грядут изменения. Намёки на это встречались в свежепринятых законодательных актах. До 14 февраля, когда было опубликовано постановление Правительства РФ, они подтверждались лишь косвенно.
— До недавних пор я работал практикующим юристом в сфере защиты прав потребителей, ушёл на менее денежное, но более стабильное место, — начинает мужчина. — На сведения о возможных изменениях наткнулся, пока изучал нюансы ввоза изготовленных в Беларуси автомобилей Geely.
— Начнём по порядку. Плательщиками утильсбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. При этом сбор уплачивается в Федеральную таможенную службу РФ.
1 августа 2023 года изменились ставки утильсбора, и несколько раз менялись Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее — Правила). Это известно широко, ведь их основная «фишка» — запретительные пошлины для «перекупов». Вместе с тем оставалась лазейка импорта через Кыргызстан, где занижают оценочную стоимость автомобиля в инвойсах и декларациях.
— 17 октября прошлого года было принято постановление Правительства РФ, которым добавилась норма о ввозе физическим лицом после 1 августа 2023 года для соблюдения новых условий льготного утильсбора.
Уже 29 декабря 2023-го в Правила внесли вроде бы послабляющие изменения, и теперь для льготного утильсбора требовалось выполнить одновременно три условия:
— В данном случае третье условие подразумевает, что (по-простому) пошлины должны быть уплачены при ввозе либо на территорию ЕАЭС, либо на территорию РФ по единым ставкам, то есть по пассажирской таможенной декларации, что подтверждается далее.
— Кроме всего прочего добавились два очень интересных пункта, — продолжает собеседник. — «11 (4). В случае ввоза в Российскую Федерацию с территории государства — члена Евразийского экономического союза колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых… уплачены ввозные таможенные пошлины по ставкам, отличающимся от ставок ввозных таможенных пошлин… плательщик или его уполномоченный представитель предоставляют… б) пассажирскую таможенную декларацию и таможенный приходный ордер или их копии, заверенные таможенным органом государства — члена Евразийского экономического союза, производящим выпуск транспортного средства».
— И «11 (6). В случае ввоза в Российскую Федерацию с территории государства — члена Евразийского экономического союза колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, установлены тарифные льготы либо освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов… плательщик… представляет один из следующих документов:
- 1) декларацию на товары и корректировку декларации на товары к ней или их копии, заверенные таможенным органом государства — члена Евразийского экономического союза;
- 2) таможенный приходный ордер, заверенный... и подтверждающий, что таможенные пошлины, налоги в отношении колёсного транспортного средства или прицепа к нему, ввозимых для личного пользования, уплачены...»
— В данном случае пока что «попал» на все 100% Кыргызстан, — отмечал в конце января источник из России. — У них есть специфический Протокол об условиях присоединения к ЕАЭС, в соответствии с которым «таможенные органы Кыргызской Республики информируют таможенные органы других государств — членов Евразийского экономического союза об автомобилях, ввезённых из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Кыргызской Республики с 1 января 2014 г., и размере уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении таких автомобилей».
В начале года мне попадался в перечне бета-тестирования электронный информационный сервис межведомственного взаимодействия таможенных органов. Внутрь я не залезал, не было такой возможности, но, скорее всего, это обмен данными с кыргызской стороной по недоплатившим.
— В Беларуси есть Указ № 140, который написан крайне витиевато. Если эти 50% — размер пошлины, то, возможно, в будущем покупатель из России попадёт на доплату, поскольку в бюджет деньги не приходили. При этом статья 268 Таможенного кодекса ЕАЭС гласит:
— Иными словами — по полной! Если 50% компенсируются отдельным нормативным (распорядительным) актом, как соцпомощь или субсидия, то это внутренние дела РБ. В любом случае граждан Беларуси подобное коснётся, только если наши общие законодатели решат привести в порядок понятие «для личного пользования» и пополнить бюджет.
После общения с источником появилось ещё одно косвенное подтверждение предстоящих изменений. 2 февраля в Алма-Ате состоялось заседание Евразийского межправительственного совета, и среди документов, одобренных на встрече, указывалось распоряжение «О внесении изменений в перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств — членов Евразийского экономического союза».
Двумя неделями позднее было опубликовано постановление Правительства РФ от 13 февраля 2024 года. В нём описаны изменения Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Если коротко, то постановление закрывает канал параллельного импорта по сниженным таможенным ставкам стран — соседей России. Сэкономленные за счёт растаможки суммы будут начислены в РФ через утилизационный сбор, который теперь включает разницу пошлин и НДС, а также акциз на мощность двигателя. Изменение однозначно коснётся частных лиц из Кыргызстана и Казахстана, которые ранее пользовались лазейками для «серых» поставок автомобилей в РФ. К примеру, в первом государстве стоимость декларируемого авто существенно занижалась.
Коснутся ли данные правила белорусских перекупщиков — главный вопрос. Чтобы узнать это, мы обратились в Государственный таможенный комитет с официальным запросом.
Председатель БАА: «Большая часть ввезённых по льготе авто осядет на внутреннем рынке»
Редакция av.by также узнала мнение представителей автобизнеса об изменениях, которые вступят в силу 1 апреля 2024 года. Сергей Варивода, председатель Белорусской автомобильной ассоциации, считает, что изменения напрямую затронут не только подержанные машины в нашей стране, но и новые.
Скриншот видеотрансляции Национального пресс-центра Республики Беларусь
— Мы, официальные дилеры Беларуси, с доброй завистью наблюдаем, как российское правительство реализует меры по выравниванию условий ведения хозяйственной деятельности для производителей, официальных импортёров и тех, кто пользуется различного рода законодательными лазейками. Что касается непосредственного влияния на рынок дилерских продаж Беларуси, на деятельность официальных дилеров — членов БАА, то его мы не видим. По нашим данным, только около 7% реализуемых дилерами новых легковых автомобилей поступают на рынок Российской Федерации. Как правило, это машины, перемещаемые по каналам параллельного ввоза и в основном имеющие электропривод.
— Если говорить об опосредованном эффекте, то теперь самое время задуматься в очередной раз о необходимости корректировки Указа № 140. Поскольку большая часть ввозимых по нему автомобилей прежде и сейчас вывозится на территорию РФ. Раз там возникает барьер, связанный с доначислением пошлин, налогов и сборов, то есть опасение, что организованный всякими предприимчивыми людьми ввоз усилит напряжение на внутреннем рынке нашей страны. Большая часть данных машин попросту станет «оседать» на внутреннем рынке.
Вероятно, влияние будет и на сегмент электромобилей и авто с гибридными установками. По оценкам БАА, озвученным во время круглого стола «Перспективы дилерских продаж электромобилей», почти половина подобных авто, ввозимых в Беларусь, в последующем перепродаётся в Российскую Федерацию.
— На ваш взгляд, поток растаможенных по льготе авто не иссякнет? Всё-таки возможен сценарий, когда пригонщики переключатся на другие каналы ввоза.
— Мы исходим из того, что игроки этой сферы — некий сложившийся круг бизнесменов, предпринимателей, перекупщиков — вряд ли захотят уйти с рынка, который приносит им доход. Маловероятно, что напряжение на внутреннем рынке, связанное с большим объёмом ввоза по льготному каналу, снизится ввиду возникновения барьера в России. На наш взгляд, такое напряжение может только усилиться. Поскольку, повторюсь, экономические агенты будут пытаться выживать в новых условиях, продолжая свою деятельность.
— Относительно иных каналов ввоза. Думаю, будь это экономически выгодно, они давным-давно на эти каналы переключились бы. По сути, выход следующий: начинать работать как официальный импортёр, необязательно являясь сертифицированным дилером или дистрибьютором. Ввозить как юридическое лицо или как субъект хозяйствования с уплатой всех предусмотренных законодательством налогов, пошлин и сборов. И это совершенно другая история, потому как существует большое неравенство платежей при ввозе и реализации между субъектами хозяйствования и физическими лицами, особенно использующими Указ № 140.
Если мы хотим, чтобы новые легковые автомобили были доступны нашим гражданам, а цены не выбивались из общего ряда, нужно сопоставлять нагрузку налогов, которые выплачиваются официальным дилером, и платежей, уплачиваемых по альтернативным каналам.
— Потенциальная напряжённость, способная сложиться на внутреннем рынке, так или иначе ускорит изменения в Указе № 140?
— Я бы даже сказал шире — она потребует законодательного регулирования авторынка Беларуси. Сюда, конечно же, относится Указ № 140, который у всех на слуху и на языке. Тем не менее хочу обратить внимание, что белорусское правительство до сих пор не приняло решение о ставках утилизационного сбора. Российское повысило их с 1 августа 2023-го, но у нас пока действуют прежние.
Такое решение на выходе, и мы его ждём. Наверное, при его принятии придётся учитывать вновь возникший барьер, который мы с вами обсуждаем.
Директор «БелАукцион-Групп»: «Пути два — или белорусский авторынок закончится, или не изменится ничего»
Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных аукционов в стране, видит два пути развития ситуации. Первый — печальный, второй — чуть более оптимистичный. Мы выслушали оба мнения постоянного эксперта редакции.
— За счёт Указа № 140 цены на авто в РБ привлекательны для российского потребителя. При этом автомобили, ввезённые через нашу страну, в РФ не считались зарегистрированными второй раз в году, то есть подпадали под льготный утильсбор, если объём двигателя менее 3 000 «кубиков». Такая поблажка была, но, насколько я понимаю, она тоже действует до первого апреля. А экономия получалась существенная.
— Теряется привлекательность Беларуси как хаба по доставке и растаможке автомобилей. Если условия по таможенной чистке становятся равными российским, то сразу возникает несколько причин для отказа везти машину через нашу страну. Для начала — вопросы с санкциями, ведь каждый день в литовской Клайпеде узнаём о каких-то новых ограничениях, документах или вообще запретах.
Вывод следующий: зачем россиянам при одинаковой растаможке везти машину через Беларусь? Можно обойтись без лишних накладных расходов и рисков. Проще ввозить через третью страну, являющуюся дружественной для РФ. И это особенно касается дорогих автомобилей с большим объёмом двигателя.
— Моё мнение таково: до 1 апреля все «ломанутся» продавать машины, чтобы успеть и не оплачивать подросший утильсбор. Думаю, будет наблюдаться ажиотаж. На нашей площадке комиссионной торговли уже пошли активные звонки от россиян. После первого апреля, скорее всего, грядёт затишье в сфере пригона из Европы и США, пока неразбериха не уляжется. Мне кажется, объём может сильно упасть.
— По поводу третьих стран… Мы с коллегами уже просчитали вариант доставки, если эти автомобили предназначаются гражданам РФ, — отправлять их в Объединённые Арабские Эмираты. Путь контейнера туда на 100 долларов дешевле, чем до Клайпеды. Хотя маршрут значительно длиннее. Единственная загвоздка — дороговизна доставки из ОАЭ в страны СНГ (порядка 3 500 долларов).
Мы сравнили вариант, которым все пользовались (при ввозе в Россию через Беларусь), и новый (через ОАЭ). Так вот, полная разница получается 500, 700 или максимум 1 000 долларов. При этом для условного россиянина новый маршрут удобнее, пускай и дольше. К тому же нет рисков относительно того, что автомобиль в Беларусь ввозится через посредников и третьи лица. И самое важное — нет фактора санкций.
Подытожу свои размышления: автомобильный рынок Беларуси закончится, как только с первого апреля изменения вступят в силу. Люди будут приобретать машины для себя, а не на перепродажу, — считает Виталий. — Это первый и мрачный сценарий.
— У меня есть и другая версия: ровным счётом для нашей страны ничего не изменится. Мы пообщались с декларантами, изучили таможенные удостоверения и декларации — согласно им, в Беларуси применяется доплата со стороны государства тех самых 50%. Все привыкли называть это льготой, хотя таковой она не является — корректнее назвать субсидией. В таможенном приходном ордере указывается полная стоимость таможенной пошлины. Скорее всего, если не выйдет других дополнений или пояснений, то Беларуси это не коснётся, а значит, машины как шли, так и продолжат доставляться. Пока нет всех ответов, авторынок на распутье.
Главный редактор av.by: «После введения новых ставок утильсбора рынок свежих авто может схлопнуться»
Своим мнением о прямой зависимости рынков свежих и подержанных автомобилей от новых ставок утильсбора поделился главный редактор портала av.by Дмитрий Макаревич:
— Пока что в Беларуси ставки утильсбора сохраняются прежними — на уровне 2021 года. В то же время в России их резко повысили с 1 августа прошлого года, и, безусловно, все россияне почувствовали разницу — вынь да положь сверху ещё 1 500 долларов к цене обычной «бюджетки» с «полторашкой» под капотом. На фоне высоких рисков ослабления курса российского рубля количество желающих в соседней стране обзавестись новой иномаркой из Европы значительно снизилось, — говорит Макаревич. — На это прямо указывает рост базы объявлений av.by. Если в 2022 году среднемесячное количество объявлений от частных лиц значительно колебалось (были взлёты и падения), то в 2023-м каждый месяц мы фиксировали стабильный рост. Эта тенденция продолжается и в настоящее время. К моменту публикации количество предложений на сайте превысило 70 000 автомобилей.
— О чём это говорит? Количество предложений превалирует над спросом! У покупателя появляется выбор, манёвр для торга (на одного покупателя десятки дизельных Renault Megane или VW Passat), однако продавцы всё ещё в ожидании богатеньких Буратино с востока, воротят носом и упорно чего-то ждут. Мы проанализировали количество дизельных автомобилей не старше 2019 г. в. в сегменте до $20 000 и дороже. Так вот, везде зафиксирован рост объявлений с начала календарного года по март 2024-го. Он в вышеназванных сегментах составил 12,3% и 9,6% соответственно. То есть свежие иномарки продолжают исправно ехать к нам из Европы с надеждой отправиться в щедрые руки россиян. И всё же зависают на неопределённый срок в Беларуси.
— Утилизационный сбор — это государственный сбор. И он в обязательном порядке уплачивается как в России, так и в Беларуси. У нас единое экономическое пространство с РФ, поэтому повышение ставок утильсбора вслед за РФ — это лишь вопрос времени. Как мне кажется, вот-вот это и произойдёт. В редакции оказался документ с предполагаемыми (подчеркну это!) новыми ставками утилизационного сбора в Беларуси.
Предполагаемые новые ставки утилизационного сбора в 2024 году для Беларуси
— Давайте считать. Сегодня физлицо при привозе стандартной легковушки с ДВС (ввезена для личных целей, вне зависимости от объёма двигателя) оплачивает 544,5 рубля для авто до 3 лет; 816,7 рубля для авто старше 3 лет. И за машину, достигшую 7-летнего возраста, — 1 225,1 рубля утильсбора. Судя по документу, так всё и останется. А вот для юрлиц цифры совсем другие! Cтавка утильсбора проиндексирована в 1,9—2,3 раза на легковые автомобили (от 1 до 2 л), в 2,8—3,4 раза — на машины с рабочим объёмом двигателя от 2 до 3 литров.
Действующие ставки утилизационного сбора в РБ
— Несложно предположить, что все новые автомобили, кроме производимых на территории в Беларуси, подорожают. Дополнительные расходы тут же лягут на плечи потребителей. То есть условный FAW Bestune T77 или Hyundai Tucson c 2,5-литровым мотором станут на 11 000—32 000 рублей дороже. На фоне стабильной продукции «БЕЛДЖИ» — это шах и мат одним ходом. Рынок новых автомобилей может в одночасье схлопнуться, и ещё неокрепшие игроки вроде JAC (61 проданный автомобиль за 2 месяца), Exeed (32), BAIC (12) или Kaiyi (5) вынуждены будут уйти, сузив и без того скромный ассортимент новинок в салонах.
— Что касается вероятности доплаты разницы таможенной пошлины в РФ для автомобилей, ввезённых в Беларусь по «140-му» указу, то такой шаг мне кажется вполне логичным. По нашим данным, уже сейчас между ФТС РФ и ГТК РБ тестируется сервис обмена данными. Поясню для чего. Белорус, имеющий право на льготу, получает возмещение из бюджета своей страны за автомобиль, ввезённый на территорию ЕАЭС для личного пользования (50-процентная скидка на растаможку. — Прим. авт.). То есть не для перепродажи! Но всё же реализует авто гражданину РФ. Тот ставит его на учёт, и вот тут ФТС может сверить размер фактически уплаченных пошлин для конкретной машины. Если данные не совпадают — собственник в РФ запросто может попасть на доплату! А это, в зависимости от объёма двигателя, от 1 275 до 2 700 евро за 3—5-летний автомобиль.
— Очевидно, что подобная перспектива совсем неинтересна российскому потребителю. Ведь зачастую до заказчика автомобиль доезжает на 20—30% дороже цены в РБ (маржа перегонщика, сопутствующие расходы, утильсбор и проч.). И вот тут вступает в силу закон спроса и предложения: при снижении цены на товар будет расти и спрос на него! Но никак не наоборот. Судя по данным, которыми мы располагаем, сейчас на рынке РБ количество свежих иномарок из ЕС значительно превалирует над желающими купить их. То есть при условии сохранения действующих ставок утильсбора для физлиц и теоретической доплаты разницы таможенной пошлины в РФ предпосылок для роста цен на вторичном рынке я не вижу. Скорее наоборот — цены могут снизиться до 10% в зависимости от сегмента, — считает Макаревич.
За официальным комментарием мы также обратились в Государственный таможенный комитет. Однако там приняли решение не вдаваться в подробности и отказались что-либо комментировать. Полный ответ ведомства приводим ниже: