Где в Бресте можно сэкономить деньги

«Тихий шорох уходящих шагов»: премьера в абсолютной тишине

12.07.2020 18:13
Общество

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев. Возвращение состоялось сразу двумя премьерами: 5 июля публика увидела спектакль «Не покидай меня...», а 8 июля зрителю представили драму «Тихий шорох уходящих шагов», пишет «Заря».

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

Брестский режиссер Денис Федоров «вывел» на сцену пьесу современного белорусского драматурга Дмитрий Богославского. Его произведение заметили на Фестивале молодой драматургии «Любимовка-2012» – драма вошла в число победителей. В 2013-м победила в интернет-голосовании на проекте «Новая пьеса» Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска». С тех пор спектакль активно ставится на сценичных площадках в разных странах. Теперь свое прочтение пьесы зрителю предложил и наш театр.

По настроению публики у дверей театра, в фойе, а потом и в зале, по репликам, взглядам было очевидно – люди соскучились по театру. И как же они были благодарны артисткам за возвращение в мир искусства, которое заставляет переживать, думать, учиться...

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

Премьера пьесы драматурга, так называемой «новой волны», Дмитрия Богославского прошла в абсолютной тишине, так что показалось – ты единственный зритель. Зал словно не дышал, хотя спектакль проходил при аншлаге – все билеты на то количество мест, которое предусматривало социальное дистанцирование в условиях все еще неблагополучной эпидемситуации, были проданы. Постановку брестчане назвали «Сон», снабдив возрастным кодом 18+, но зрители и не помышляли о сне. Они чутко прислушивались к «Тихому шороху уходящих шагов». Ведь не просто так за пьесой Богославского закрепилось мнение театральных критиков, что она «возможно, одна из самых необычных и сложных пьес, написанных на постсоветском пространстве за последние годы».

Формально в рассказанной истории ничего необычного нет. Ситуация, знакомая по жизни: была семья (большая когда-то), дети разъехались, родители умерли, остался дом, превратившийся из родового гнезда в объект дележки и споров наследников. Но спектакль-сон гораздо глубже и шире этой житейской коллизии. В его основе – чувства человека, пережившего невосполнимую потерю.

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

Александр – бывший офицер. Он вернулся в пустой родительский дом. Мучимый чувством вины за что-то недоделанное, недоговоренное с родителями, прежде всего с отцом, он пытается объясниться с ним. Сны так плотно переплетены с действительностью, вызванные из глубин сознания образы так сливаются с существующими в реальности людьми, что держат внимание зрителя, то ускоряя, то замедляя его мыслительный процесс.

Думать, думать, думать – призывают актеры и позволяют собирать мозаику чувств своих героев в цельную картину мироздания. И тебе хочется успокоить мечущегося в бессилии Александра – Сасика (артист Вячеслав Цыцковский); и попросить быть открытым перед сыном отца (Сергей Петкевич), а его другу и соседу Юрасику (Николай Маршин) подсказать, какие слова жаждет услышать главный герой. Еще одернуть сестер (Татьяна Зеленко, Ольга Жук, Татьяна Юрик) и мужа одной из них (Сергей Кондратюк) в их бессердечии к брату и четвертой сестре Анне (Татьяна Василькова), не согласным с идеей продажи родительского дома. В хаосе воспоминаний и сновидений разобраться главному герою пытается помочь медиум или психолог Альберт (Геннадий Чуриков). Но из реального ли он мира или это лишь плод смутных видений Александра?

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

В клубок эмоций, чувств, радости, боли, воспоминаний, непонимания, надежды сплетены нити судеб и предназначений героев. И из этого клубка есть только одна ниточка, которая может помочь распутать его и приведет к истине. Но увидят ли ее герои пьесы? Увидит ли зритель? Ведь в спектакле много символов. Они неизбежны, если речь идет о сокровенном.

Именно об этом говорят и драматург Дмитрий Богославский, и режиссер-постановщик Денис Федоров, и художник-постановщик Николай Полторака, и художник по костюмам Татьяна Корвякова, и актеры. По ходу действия колодец – источник живительной влаги превращается в портал в мир загробный. Он – место очищения, и он же скопище грязи и мрака. Вместо сигарет – свистульки, вместо дыма – свист, как сигнал терпящих бедствие или потерявшихся людей. Каркас дома при повороте сцены уже храм, еще поворот – надгробия родителей. Лавка, где спал герой, становится столом для поминальной трапезы, потом снова спальным местом, потом массивным бюро, за которым решается судьба родительского дома…

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

Во всяком превращении есть смысл, всякое перевоплощение дает зрителю еще один фрагмент мозаики и шанс прочувствовать эмоции героев, совместив их со своими.

В спектакле есть зеркальные сцены: когда один и тот же эпизод, одинаковый по сценическому движению, репликам, оформлению, реквизиту повторяется с изменением ролей героев. И вот уже слова отца говорит сын, и он отогревает дыханием его замерзшие руки. Таких «перестановочных» моментов в спектакле несколько. Хочешь не хочешь, а начинаешь думать, как непредсказуемо может измениться жизнь человека, и он окажется на месте другого, его роль станет твоею и наоборот.

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

Со звуком падающих в жестяное ведро капель воды из умывальника приходит ощущение пережитого – утраты, недосказанности, а может, и недолюбленности. Открывается зыбкость миров – тут и там, соприкосновение жизни и смерти обретает конкретные черты и размытое пятно трансформируется в четкую картину. Но, как ни странно, философия спектакля один в один совпадает с философией жизни, простой и понятной. Может, это оттого, что драматург не придумывал, не сочинял, а изложил фрагмент знакомой не только ему, но и нам реальности. Виртуозное бытописание повседневности – это куда сложнее самых навороченных фантазий! Фантазии – не проверишь, а вот твое личное бытие во времени, в социуме и без лупы разглядеть можно. А прочувствовать?

В одном из интервью Денис Федоров сказал: «На мой взгляд, современная драматургия обязательно должна быть представлена в театре. Пьеса «Тихий шорох уходящих шагов» затрагивает проблемы нашего общества. Например, поднимается тема семьи и взаимодействия поколений, противопоставление материальных и духовных ценностей. Показаны внутренние и внешние конфликты человека».

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

«Не понимаю» – часто звучит в спектакле. «Ты меня любишь?» – и в озвученной, и в немой форме этот вопросы как детонатор – взрыв неизбежен. Будь-то едва ли не драка героев или просыпание в холодном поту.

Так сон или кошмары терзают Сасика? Придите, посмотрите, разберитесь. И прочувствуйте! Оно того стоит!

Брестский академический театр драмы и его зритель воссоединились после вынужденного из-за COVID-19 перерыва в несколько месяцев.

Источник: Заря
Автор: Светлана ТОБОЛИЧ
Фото: Марины ЛЕШКЕВИЧ
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей