Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Тонировка и бронеплёнка: о каких нюансах законодательства в Беларуси следует помнить

02.03.2023 04:03
Транспорт

По данным ГАИ, чрезмерная тонировка значительно ухудшает обзорность во время плохой погоды и в темное время суток, а также может стать причиной аварийных ситуаций на дороге. В этой связи в Беларуси установлены ограничения по коэффициенту светопропускания.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Норма об уровне тонирования стекол автомобилей в белорусском законодательстве строго регламентировалась и не изменялась на протяжении десятка лет. Однако изменения по тонировке произошли в конце прошлого года после вступления в силу указ №145 «О совершенствовании организации дорожного движения», принятый 6 апреля. В документе указано, что основное требование к степени светопропускания в 70% теперь касается только лобового и передних боковых стекол. Нормы не распространяются на задние стекла легковых автомобилей при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида. К слову, требования к степени светопропускания в 70% не распространяются на транспортные средства, используемые для транспортного обслуживания, сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с законодательными актами.

Напомним: ранее в Правилах дорожного движения говорилось, что транспортные средства не могут участвовать в дорожном движении, если их стекла имеют степень светопропускания менее 75% – для ветрового стекла, 70% – для передних боковых стекол и столько же для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом)-изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «43R».

Белорусов не должно пугать отсутствие в техрегламенте ТС четко оговоренных норм по степени светопропускания задних стекол. В ГАИ МВД уточняют, что стекла транспортных средств, в том числе и задние, должны соответствовать нормам Правил Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций № 43. В Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь, требования к коэффициенту светопропускания для стекол соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН № 43 и не противоречат требованиям ТР ТС 018/2011. Так, коэффициент светопропускания ветровых стекол и стекол, не являющихся ветровыми, через которые обеспечивается обзор для водителя спереди должен быть не менее 70%, для других стекол салона этот параметр может быть ниже 70% при условии, что на стекло нанесено дополнительное обозначение «V». Таким образом, предприятия-изготовители транспортных средств стран Европы производят и поставляют на рынок авто, соответствующим нормам безопасности.

Получается, что по-прежнему только заводская тонировка может гарантировать необходимый уровень обзорности и безопасности для водителя и пассажиров в аварийной ситуации. Вместе с тем сотрудники Госавтоинспекции акцентируют внимание на том, что приобретенные на рынке или в интернете пленки никогда не проходили испытаний, поэтому они не обеспечивают необходимыми оптическими свойствами автостекла. Использовать их запрещено. Впрочем, альтернатива все же есть – защититься от солнца можно с помощью быстросъемных шторок и выдвижных сеточных ролет.

За нарушение указанных выше правил водителей ждет наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до 1 базовой величины (на данный момент это 37 руб.), а при повторном нарушении – штраф от 2 до 5 базовых величин (от 74 до 185 руб.). Кроме того, машин с пленочной тонировкой не поставят на учет, а если подобные изменения произведены после госрегистрации в ГАИ водители не смогут пройти государственный техосмотр техосмотр.

Стоит отметить, что согласно статье 1.4 КоАП, административная ответственность распространяются на всех участников дорожного движения, в том числе иностранцев.

Пленка на фарах в России и Беларуси

В России с 2021 года пленка на фарах попала под запрет – с ней нельзя пройти техосмотр. По словам экспертом, такой материал, даже с прозрачным покрытием, может негативно повлиять на работу оптики. Вместе с тем существуют нормы для светотеневой границы пучка света: свет от фар должен идти четко и не размываться, а с пленками светопередача падает. Специалисты говорят о том, что автомобильную оптику на заводах изготавливают с учетом возможных повреждений: фары должны выдерживать и прилетевшие с дороги камни и песок. К слову, обтягивать пленкой капот, крылья и бамперы в России по-прежнему можно.

В Беларуси защищать оптику и детали кузова с помощью бронепленки можно. Наибольшим спросом в нашей стране пользуется процедура по оклейке фар. Важно учесть, что некоторые фары перед оклеиванием необходимо сперва отшлифовать или отполировать, а затем наносить пленку. Процедуру обычно повторяют через 5-7 лет. Также не забывайте, что к выбору мастеров для защиты деталей кузова необходимо относиться очень серьезно. Поскольку некачественно выполненные работы и дешевые материалы могут не только не защитить автомобиль, но и навредить ему.

Кроме оптики и деталей кузова защитную пленку клеят и на некоторые детали экстерьера, например, на щиток приборов.