Дмитрий Охотский собирает миниатюрные копии советских тракторов. Его коллекция уникальна. Все модели – ручной работы, у каждой свой серийный номер, каждая является уменьшенной точной копией оригинальной техники. Охотский собрал 121 модель из 141 выпущенной.
Техническая жилка семьи Охотских
Коллекционер отмечает, что трактора ему очень дороги. Нет, не модели, а прообразы собираемых экспонатов. С каждым связана какая-то история, в том числе, и семейная, ведь Охотские – потомственные механизаторы. Вплоть до ухода на заслуженный отдых работал трактористом отец Дмитрия Виктор Антонович, брат Павел – тоже механизатор.
Сын Артем в свои 28 лет занявший пост главного инженера ОАО «СтоловичиАгро». Артем не одни каникулы провел с отцом в поле и азы технических знаний получал у отца. Ведь Дмитрий, невзирая на то, что инженер, вот уже 23 сезона за рулем свеклоуборочного комбайна. Убирает овощи не только на территории своего хозяйства, но и соседям помогает. Порой приходится совершать настоящий трудовой подвиг – отрабатывая гораздо больше времени, чем. Говорит, привык так работать, да и деньги лишними не бывают.
А начиналось все с того, что купленный для уборки свеклы Holmer никто из механизаторов освоить не смог. Руководитель хозяйства Надежда Егорова сказала Охотскому, что кроме него никому дорогостоящую технику не доверит. С тех пор Дмитрий за рулем уже третьего поколения этих умных импортных машин. К слову, когда закупили новейший Holmer, в хозяйство приезжал представитель этой немецкой компании. Увидев коллекцию тракторов, собранную Охотским, восхитился и признался, что является отпрыском «тракторной» династии Холмеров. И хотя родственники с середины ХХ века занимаются производством техники, но такой коллекции нет ни у кого.
Дмитрию не раз поступали очень выгодные предложения продать ту или иную модель, но он не соглашается, ведь не ради денег, а во имя идеи собирает трактора.
Раскулаченный трактор, женский и иные необычные представители коллекции
– Увлечение коллекционированием началось неожиданно – предложили купить 17 моделек. Я приобрел и понял, что остановиться не смогу, ведь появилась возможность воссоздать историю отечественной техники, – рассказывает Охотский.
– Это Т-74. На таком тракторе я в 1990 году в 14 лет начинал свою трудовую деятельность. Отец научил водить, вот меня и приняли на работу так рано. В 19 лет я уже в качестве победителя (занял третье место в стране) ездил на «Дожинки» в Шклов. В республиканском фестивале аграриев я дважды участвовал как лидер на уборке хлебов. А потом пошел учиться в Горецкую сельхозакадемию, после окончания которой вернулся в Барановичский район, в колхозе им. Мичурина дорос до главного инженера, после присоединения этого хозяйства к «СтоловичиАгро» стал заниматься вопросами охраны труда, – рассказывает о себе Охотский, а потом, спохватившись, снова переходит к моделям техники.
Вот трактор с необычным названием СШ-75, он же «Таганрожец», который легко превращался в комбайн и работал на уборке зерновых. А ДТ-75 смело можно дать имя «Виноград», так как создавался для работы на виноградниках, имел двойную кабину, чтобы не было нужды разворачиваться на плантациях. Под Севастополем этому трактору стоит памятник. И не за успешный сбор винограда, а как трактору-саперу, работавшему в военные и послевоенные годы на заминированных плантациях.
– А вот это Т-16. Для меня он памятен не тем, что имел кузов спереди, а что работала на нем в нашем хозяйстве трактористка Валентина. Ох и крепкая женщина была, болты без ключей откручивала! – уверяет собеседник. – И коль коснулись женской темы, то познакомьтесь и с женским трактором КД-35.
Выпустили эту гусеничную, достаточно мощную машину в послевоенное время, когда мужчин не хватало, а поднимать разрушенное хозяйство было необходимо. КД-35 был дешевым, удобным и легким. Женщины освоили его успешно.
Отдельного разговора заслуживает трактор ХТЗ-Т2Г – первый газогенераторный, работавший и на дровах, и на соломе, и на торфе. Эффективность, правда, была низкой, бака хватало всего на 3 часа, но для военного времени, когда горючие материалы были в дефиците, это был выход из положения. К слову, на таком вел лесозаготовки любимый человек поварихи Тоси – главной героини фильма «Девчата».
У колесного трактора «Карлик» – своя история. Были у него взлеты и падения, словно у человека, жившего в разные эпохи. Он является детищем известного российского тракторостроителя Якова Мамина. В 1910 году на выставке в Лондоне «Карлик» произвел настоящий фурор из-за того, что работал на сырой нефти. Еще на одной выставке он на 3 балла опередил американский «Фордзон». Казалось, у него блистательное будущее. Но грянула коллективизация и трактор признали … кулацким, ведь он был слишком мал, чтобы работать на огромных колхозных полях.
– История тракторов – это история страны, история технического прогресса, которая интересна людям разных поколений, – отмечает Дмитрий Охотский. – По этой причине коллекция переехала из моего дома в служебный кабинет, где служит наглядным пособием.