Фото: архив av.by
Российские автовладельцы, решившие сэкономить на покупке импортных автомобилей и заказавшие их у частных посредников, столкнулись с требованием оплатить утилизационный сбор по повышенным ставкам. Об этом «Известиям» рассказали собственники машин.
По данным издания, проблема затронула 5—7 тыс. автовладельцев: покупателям приходят требования доплатить 300—840 тыс. росс. рублей (примерно 3,3—9,2 тыс. долларов в эквиваленте) утилизационного сбора. Оповещения получили люди, которые заказывали авто через посредников для личного пользования и рассчитывали на оплату сбора по льготным коэффициентам. Но Федеральная таможенная служба (ФТС) рассчитала их по коммерческим ставкам — как для машин, ввозимых дилерами.
Льготные тарифы утильсбора на самые ходовые модели (с мотором объёмом до 3 л) в соседней стране составляют 3,4 и 5,2 тыс. росс. рублей (37—57 у. е.). Полные тарифы на машины, ввозимые для перепродажи, после значительного повышения в октябре прошлого года — от 300 тыс. до 1,3 млн росс. рублей (3 300—14 300 у. е.). А ещё некоторые автовладельцы не успели оформить документы, нужные для получения льгот, поэтому им тоже рассчитали сбор по обычному коэффициенту (правительство специально установило временные границы для этих процедур).
Кроме обычных потребителей письма с требованием оплатить коммерческий утильсбор стали получать и перекупщики, которые делали свой маленький бизнес на параллельном импорте машин — то есть покупали за границей авто на своё имя, привозили в Россию будто бы для личного пользования и тут перепродавали.
С точки зрения законодательства требования по коммерческому утильсбору, предъявляемые к автовладельцу, вполне обоснованны, считают эксперты, и оспаривать их бесполезно. Вдобавок с 1 апреля 2024 года начинают действовать новые правила, усиливающие контроль за порядком расчёта размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза. Налоги и сборы, недоплаченные из-за занижения таможенной стоимости импортируемых авто, будут добавлены к утилизационному сбору. Таким образом, хозяева машин могут получить претензии со стороны надзорных органов относительно недоплаты не только утильсбора, но ещё и таможенных пошлин.