Белорусские сторонники «делового стиля» в школах и противники «неудобной одежды для маленьких чиновников» ведут споры испокон веку. В каких-то школах эти требования спускают на тормозах, а где-то завуч на входе проверяет, во что обут ученик... У американцев похожие проблемы. И они подошли к ним с научной позиции: исследовали 6320 детей в форме и «гражданской одежде». Выяснилось интересное.
Главный автор исследования — доцент Государственного университета Огайо Арья Ансари, участвовали и другие ученые, в том числе из университета Пенсильвании. Исследование проводилось при поддержке Национального института детского здоровья и развития человека. Главный вывод шокирует: школьная форма никак не влияет на поведение или прогулы. Более того, в школах с ношением формы пятиклассники говорили о более слабом чувстве «принадлежности к школе».
«Многие основные аргументы в пользу того, что школьная форма хорошо влияет на поведение учащихся, не подтверждаются нашей выборкой, — резюмирует Ансари. — Мы не заметили большой разницы в поведенческих показателях».
Как это выяснили? Ученые долгое время сопоставляли данные по детям от детского сада до окончания пятого класса. Каждый учебный год учителя оценивали каждого ученика по таким параметрам, как поведенческие проблемы (в том числе тревожность и социализация, агрессивность) и социальные навыки. Учитывали также посещаемость.
Сторонники школьной формы в США, как и их белорусские коллеги, традиционно используют главные аргументы: единая одежда дисциплинирует, способствует успеваемости, возникновению чувства общности... Исходя из результатов исследований выходит, что представления о полезности и роли школьной формы оказались мифом.
Исследователи отмечают, что форма не влияла ни на один из исследованных аспектов поведения в любом классе. В том числе с учетом широкого круга других факторов, которые могут влиять на поведение. В частности, выяснилось, что учащиеся с низким доходом в школах, где требовалась форма, действительно имели немного лучшую посещаемость, но эта разница составила более одного дня в год.
Со школьной общностью тоже не задалось, дети при опросах говорили обратное. «Казалось бы, униформа должна формировать общность, она может иметь противоположный эффект, — говорит Ансари. И находит парадоксальное объяснение: — Мода — это один из способов самовыражения, который может быть важной частью школьной жизни. Когда ученики не могут проявить индивидуальность, они не чувствуют себя принадлежащими к общему делу».
Считается, что результаты исследования должны предостеречь родителей, учителей и администрацию от навязывания единообразия.