НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

Улететь и не «влететь». Если у вас пересадка в Варшаве, резервируйте на дорогу минимум сутки

22.03.2023 11:55
Граница

Пассажирские перевозки между Брестом и польскими городами ощущают на себе всю «прелесть» единственного открытого пункта пропуска. Без гарантий приехать вовремя, пишет «Вечерний Брест».

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Очереди на границе с Польшей больно бьют не только по грузоперевозчикам и частным путешественникам. Регулярным автобусным маршрутам тоже достается: они часами стоят в очередях, выбиваются из графика, теряют деньги… Но главными потерпевшими остаются пассажиры. Не за горами – сезон отпусков, а ведь многие наши земляки уже привыкли летать в теплые края из Варшавы или Вильнюса. Добраться туда проще всего автобусом или маршруткой, но загвоздка в том, что на дорогу до аэропорта и обратно может уйти гораздо больше времени, чем планировалось.

Читатель Александр в прошлый уикенд хотел добраться из Варшавы домой в Брест и заранее купил билеты на субботний автобус, отправлявшийся с «Варшавы Заходней» в 15:00. Перевозчик – наш, белорусский. Но ни к 15 часам, ни позже автобус так и не пришел. С помощью родственников Александр смог выяснить в справочной брестского автовокзала, что автобус так и не пересек границу для въезда в ЕС из-за громадной очереди. Да, рейсовый транспорт, как мы знаем, едет по своей «колее» на границе, но даже она в прошлый уикенд достигла каких-то колоссальных значений. И рейс Брест – Варшава – Брест попросту отменили, автобус развернулся на границе и уехал.

Александру, к счастью, удалось вернуть всю сумму за приобретенный билет, но задачка по возвращению домой легче не стала. Были билеты на чуть более поздний автобус Варшава – Брест – Пинск. Наш читатель предварительно узнал, что этот рейс границу утром пересечь сумел, пусть и с огромной задержкой, поэтому взял билет и в довольно нервозной обстановке ожидал прибытия.

Автобус действительно приехал с опозданием в несколько часов и вскоре взял обратный курс. Как отметил Александр, польские контрольные службы оформляют автобусы на выезд из страны достаточно быстро, несмотря на наличие 7-8 маршрутных средств в «колейке». На белорусской стороне – и вовсе без проблем. Но с учетом задержки по пути в Варшаву рейс, который должен был вернуться в Брест в 0:50 следующих суток, сделал это лишь под утро. И это по нынешним временам – еще неплохой исход.

«Ситуация на границе действительно очень тяжелая: автобусы и «маршрутки» иногда стоят по 15-20 часов на въезд в Польшу, – констатирует начальник Брестского автовокзала Николай Радюк. – В такой ситуации многие перевозчики, как белорусские, так и польские, действительно отменяют рейсы на Бяла-Подляску, на Варшаву. По моим наблюдениям, сегодня этих рейсов у нас больше, чем нужно. С автовокзала в польском направлении отправляются 50 рейсов в сутки, а пассажиропоток сейчас никакой. И даже закрытие пары рейсов не станет проблемой для пассажиров, потому что через 15-20 минут будет следующий автобус на Польшу».

Ситуации, когда автобус разворачивается на границе, видя, что просто не успеет выполнить рейс по расписанию, можно считать единичными. Интересы пассажиров в таком случае стараются не ущемлять. По словам Николая Степановича, люди договариваются и пересаживаются в те автобусы, которые стоят в числе первых в «колейке». При наличии, разумеется, свободных мест и желания самих пассажиров. В остальных же случаях рейсы выполняются, пусть и с огромным отставанием от графика.

«Если вы в ближайшее время собираетесь в Польшу, особенно в тех случаях, когда у вас есть билет на самолет или планируется другая пересадка, я рекомендую выезжать как минимум за сутки, предварительно уточнив в нашей справочной, не отменен ли рейс из Бреста, – советует Николай Радюк. – Мы тут как на пороховой бочке: в любой момент от перевозчика может прийти официальное письмо с уведомлением, что рейс отменяется. И нужно обзвонить людей, которые уже заказали билеты, оповестить, что рейса не будет, предложить альтернативу. Работаем в очень напряженном графике».

Суббота и воскресенье – не самые пиковые дни с точки зрения автобусного трафика на границе. По словам официального представителя Брестской пограничной группы Сергея Дмитриева, в выходные дни на выезд из Беларуси оформляется в среднем около 75 автобусов, а в будни эта цифра составляет 82-83 пассажирских рейса. В это число входят как регулярные, так и нерегулярные перевозки. Пиковый день – пятница, когда автобусов может быть и до 90 в сутки. Цифры на въезд в страну – сопоставимые.

– Может ли быть такое, что перевозчик, устав ждать в очереди, просто развернется в пункте пропуска и вернется в Брест? – интересуюсь у Сергея Николаевича.

– Такие случаи редки и рассматриваются в индивидуальном порядке, – отмечает Сергей Дмитриев. – Если у человека возникают обстоятельства, ввиду которых он отказывается от следования через границу, то он обращается к сотрудникам пограничной службы, и на месте принимается решение. Как правило, если эти обстоятельства веские, мы всегда идем навстречу. Когда речь идет об одном человеке, пассажире, то ситуация проще. Если же речь о перевозчиках, водителях, то сложнее. Причина, по которой он не может следовать через границу, должна быть очень весомой. И нужно получить согласие всех пассажиров, урегулировать вопросы по линии Минтранса. Бывают ситуации, когда перевозчик выполняет нерегулярный рейс, везет немного людей, и они видят, что из-за времени ожидания на границе просто не успеют вовремя прибыть и реализовать свои планы. В итоге теряется цель поездки. В таких случаях мы идем навстречу. Но если рейс регулярный, то здесь больше компетенция Минтранса. И перевозчик должен стараться соблюдать график и по крайней мере доехать до пункта назначения.

…А график сегодня – это как раз то, на что ни один перевозчик не даст гарантий заранее. У границы – свое расписание…