Пассажирские перевозки между Брестом и польскими городами ощущают на себе всю «прелесть» единственного открытого пункта пропуска. Без гарантий приехать вовремя, пишет «Вечерний Брест».
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Очереди на границе с Польшей больно бьют не только по грузоперевозчикам и частным путешественникам. Регулярным автобусным маршрутам тоже достается: они часами стоят в очередях, выбиваются из графика, теряют деньги… Но главными потерпевшими остаются пассажиры. Не за горами – сезон отпусков, а ведь многие наши земляки уже привыкли летать в теплые края из Варшавы или Вильнюса. Добраться туда проще всего автобусом или маршруткой, но загвоздка в том, что на дорогу до аэропорта и обратно может уйти гораздо больше времени, чем планировалось.
Читатель Александр в прошлый уикенд хотел добраться из Варшавы домой в Брест и заранее купил билеты на субботний автобус, отправлявшийся с «Варшавы Заходней» в 15:00. Перевозчик – наш, белорусский. Но ни к 15 часам, ни позже автобус так и не пришел. С помощью родственников Александр смог выяснить в справочной брестского автовокзала, что автобус так и не пересек границу для въезда в ЕС из-за громадной очереди. Да, рейсовый транспорт, как мы знаем, едет по своей «колее» на границе, но даже она в прошлый уикенд достигла каких-то колоссальных значений. И рейс Брест – Варшава – Брест попросту отменили, автобус развернулся на границе и уехал.
Александру, к счастью, удалось вернуть всю сумму за приобретенный билет, но задачка по возвращению домой легче не стала. Были билеты на чуть более поздний автобус Варшава – Брест – Пинск. Наш читатель предварительно узнал, что этот рейс границу утром пересечь сумел, пусть и с огромной задержкой, поэтому взял билет и в довольно нервозной обстановке ожидал прибытия.
Автобус действительно приехал с опозданием в несколько часов и вскоре взял обратный курс. Как отметил Александр, польские контрольные службы оформляют автобусы на выезд из страны достаточно быстро, несмотря на наличие 7-8 маршрутных средств в «колейке». На белорусской стороне – и вовсе без проблем. Но с учетом задержки по пути в Варшаву рейс, который должен был вернуться в Брест в 0:50 следующих суток, сделал это лишь под утро. И это по нынешним временам – еще неплохой исход.
«Ситуация на границе действительно очень тяжелая: автобусы и «маршрутки» иногда стоят по 15-20 часов на въезд в Польшу, – констатирует начальник Брестского автовокзала Николай Радюк. – В такой ситуации многие перевозчики, как белорусские, так и польские, действительно отменяют рейсы на Бяла-Подляску, на Варшаву. По моим наблюдениям, сегодня этих рейсов у нас больше, чем нужно. С автовокзала в польском направлении отправляются 50 рейсов в сутки, а пассажиропоток сейчас никакой. И даже закрытие пары рейсов не станет проблемой для пассажиров, потому что через 15-20 минут будет следующий автобус на Польшу».
Ситуации, когда автобус разворачивается на границе, видя, что просто не успеет выполнить рейс по расписанию, можно считать единичными. Интересы пассажиров в таком случае стараются не ущемлять. По словам Николая Степановича, люди договариваются и пересаживаются в те автобусы, которые стоят в числе первых в «колейке». При наличии, разумеется, свободных мест и желания самих пассажиров. В остальных же случаях рейсы выполняются, пусть и с огромным отставанием от графика.
«Если вы в ближайшее время собираетесь в Польшу, особенно в тех случаях, когда у вас есть билет на самолет или планируется другая пересадка, я рекомендую выезжать как минимум за сутки, предварительно уточнив в нашей справочной, не отменен ли рейс из Бреста, – советует Николай Радюк. – Мы тут как на пороховой бочке: в любой момент от перевозчика может прийти официальное письмо с уведомлением, что рейс отменяется. И нужно обзвонить людей, которые уже заказали билеты, оповестить, что рейса не будет, предложить альтернативу. Работаем в очень напряженном графике».
Суббота и воскресенье – не самые пиковые дни с точки зрения автобусного трафика на границе. По словам официального представителя Брестской пограничной группы Сергея Дмитриева, в выходные дни на выезд из Беларуси оформляется в среднем около 75 автобусов, а в будни эта цифра составляет 82-83 пассажирских рейса. В это число входят как регулярные, так и нерегулярные перевозки. Пиковый день – пятница, когда автобусов может быть и до 90 в сутки. Цифры на въезд в страну – сопоставимые.
– Может ли быть такое, что перевозчик, устав ждать в очереди, просто развернется в пункте пропуска и вернется в Брест? – интересуюсь у Сергея Николаевича.
– Такие случаи редки и рассматриваются в индивидуальном порядке, – отмечает Сергей Дмитриев. – Если у человека возникают обстоятельства, ввиду которых он отказывается от следования через границу, то он обращается к сотрудникам пограничной службы, и на месте принимается решение. Как правило, если эти обстоятельства веские, мы всегда идем навстречу. Когда речь идет об одном человеке, пассажире, то ситуация проще. Если же речь о перевозчиках, водителях, то сложнее. Причина, по которой он не может следовать через границу, должна быть очень весомой. И нужно получить согласие всех пассажиров, урегулировать вопросы по линии Минтранса. Бывают ситуации, когда перевозчик выполняет нерегулярный рейс, везет немного людей, и они видят, что из-за времени ожидания на границе просто не успеют вовремя прибыть и реализовать свои планы. В итоге теряется цель поездки. В таких случаях мы идем навстречу. Но если рейс регулярный, то здесь больше компетенция Минтранса. И перевозчик должен стараться соблюдать график и по крайней мере доехать до пункта назначения.
…А график сегодня – это как раз то, на что ни один перевозчик не даст гарантий заранее. У границы – свое расписание…