Сегодня расскажем, как минчанину достался К-750 и на что мужчине пришлось пойти для реставрации байка до заводского состояния. Поехали!
«Мотоцикл спас со штрафстоянки — заплатил $150»
Минчанин Павел владеет К-750 (КМЗ) выпуска 1962 года с середины нулевых. История появления у него советского байка весьма нестандартная.
— Мотоцикл я спас со штрафстоянки. Мой друг гонял на нём без прав и попался во второй раз. Когда мы с ним поехали в ГАИ, то ответ сотрудников был ожидаемый: «Мы тебе его не вернём, дружок», — вспоминает мужчина. — Я заступился, сказав, что готов выкупить аппарат в счёт штрафов. У меня была соответствующая категория, поэтому, погасив все задолженности, получил во владение К-750. Случилось это лет двадцать назад.
По тем временам я за него отдал небольшие деньги — около 150 долларов. За более редкий экземпляр, находившийся на гаражном хранении, мы тогда заплатили порядка $500.
— Затем я увлёкся чужими проектами, пока байк находился у меня в гараже. Всё это было на голом энтузиазме, подпитываемом воспоминаниями из детства. У моих дядей были «Днепры» с колясками. Когда все собирались на религиозные праздники, в том числе поминальные… В общем, пока проходило это мероприятие — скучное для меня, юноши в те времена, — я перепрыгивал с мотоцикла на мотоцикл (все они принадлежали моим родственникам), изучая каждый и знакомясь с техническими особенностями.
— Своим К-750 я долго не занимался: тогда подключился к двум проектам друзей. На тех образцах и набил руку. Пошагово собрали мотоцикл со ржавыми спицами, а также не подходящими по периоду деталями. Лепили из того, что было! В процессе начал вникать, изучать каталоги и книги, копаться в интернете. Надо сказать, занятие весьма увлекательное. В итоге те два мотоцикла стали переделывать правильно: с оригинальными головками, вилками, стоп-сигналами. Одним словом, доводили до совершенства.
— Если говорить конкретно про мой К-750, то эта модель выпускалась с 1958 по 1963 год. Были модификации, однако данный экземпляр — самой последний. Рассказать про отличия можно, однако без стоящего рядом для сравнения другого мотоцикла это сложно сделать.
— В каком вообще состоянии пребывал К-750 до восстановления?
— Окрашен кисточкой, ржавчина, весь в масле — непрезентабельно и потрёпанно смотрелся. Хозяин на нём активно ездил, хранил на улице под дождём и не особо о нём заботился.
«Склад запчастей собирал с начала двухтысячных»
— Набив руку на тех двух мотоциклах, я взялся за свой К-750 и параллельно за другой проект — советский М-72 1953 года. Последний, кстати, как и мой К-750, получился на уровне музейного экспоната с точным воспроизведением мелочей оригинала. Тогда же стал вопрос об изготовлении проводов и тросиков, которые по своему качеству и виду повторяли советские.
«За два оригинальных шильдика запросили 160 рублей!» Белорус показал Иж «Юпитер-4», который сейчас восстанавливает
— Мы заказали под проводку материалы у рижского реставратора, а тросики — у ростовского мастера. Впечатления остались смешанные: тросики были как шнурки — мягкие, не пропитаны лаком… Провода не соответствовали цветовой палитре — словно собранные из бэушных. В общем, красивая поделка, но совсем неблизкая к оригинальной.
— Короче, лет семь назад мы с другом пропали в Национальной библиотеке на всю зиму, чтобы досконально изучить тему изготовления проводов и тросов. Оригинальные советские мне подкинули друзья. Я стал расшивать и смотреть каждый слой отдельно, включая лак и нитки. Сконструировав парочку станков, начал пробовать. Спустя какое-то время получилось! В итоге теперь пользуюсь собственной технологией (об этом мы подробнее расскажем в следующем материале. — Прим. ред.).
Павел также показывает оригинальный советский каталог узлов и деталей, на который он ориентировался в процессе реставрации и обслуживания.
«Оригинальный чешский коленвал для Jawa стоил $200». Спросили продавцов советских байков о ценах на запчасти
— Процесс восстановления начался со сбора полного комплекта запчастей. Естественно, заводских, чтобы они соответствовали модели и периоду выпуска. Затем мотоцикл разбирали. Часть деталей пошла в мастерскую по покраске, другая — на покрытие цинком, третья — на хромирование. Когда данные этапы завершаются, на раму устанавливаются агрегаты: двигатель, коробка и редуктор. Самый приятный момент — сборка.
К-750 мне ещё удалось покрасить, оцинковать и хромировать за $1 000 благодаря друзьям. Если по заказу, то специалисты просят порядка двух тысяч долларов, и то неохотно: куча мелких деталей, из-за чего процесс отнимает много времени.
— Насколько я понимаю, пришлось побегать за некоторыми запчастями?
— Зачастую люди не знают, как сложно искать оригинальные комплектующие. Я начал копить детали с начала двухтысячных, причём закупал их оптом. Допустим, умер дедушка — родственники стали распродавать его добро. Я брал на будущее этот склад запчастей. Так постепенно насобиралось. Частично свой запас уже раздал и распродал хорошим людям.
— К-750 является своего рода переходной версией марки. Некоторые элементы от предыдущей модели — М-72. Руль с «обратками», короткорычажная вилка амортизатора, алюминиевые головки блока цилиндров. Сегодня их очень трудно отыскать. Выхлопная система здесь — новодел.
— Колёса схожи с «днепровскими», но они абсолютно другие. Спицы сюда не подходят, ступицы более узкие, поэтому найти их очень сложно. Чтобы собрать два комплекта колёс, пришлось потрудиться и разобрать тринадцать других. Зато все спицы оригинальные!
— Каждый узел и агрегат разбирался до винтика — пять лет назад байк уже поехал своим ходом. Двигатель, коробка, редуктор обслуживались и ремонтировались с использованием хороших запчастей.
«Меньше чем за $8 000 продавать не стоит»
— Расход топлива здесь как у современного автомобиля: на скорости 75—80 км/ч по кольцевой — порядка 8 литров бензина. Если кататься с детьми по лесу на первой-второй передаче, то топливо быстро заканчивается. У меня мотоцикл для души, даже продавать его особо не планирую.
— Байк у меня используется достаточно часто: на нём я вожу ребёнка в детский сад. Иногда катаюсь по делам на мотоцикле. За последние пару лет наездил на К-750 порядка трёх тысяч километров. Полностью пройден техосмотр, документы в порядке, то есть бояться мне нечего.
— Я слежу за рынком, поэтому понимаю ценность своего мотоцикла. В похожем состоянии сейчас оцениваются в $8 000. Дешевле этой суммы его не стоит отдавать. В продаже встречаются К-750 аналогичного года выпуска, причём никем не реставрированные: за них просят от 1 500 до 3 000 долларов. Опять же, в них будет не хватать многих мелочей и оригинальных деталей. То есть это будет базовый проект, к которому ещё придётся сильно приложить руку — придётся их доукомплектовывать правильным рулём, колёсами и оптикой. В любом случае расставаться со своим К-750 ближайшие годы не планирую.