Туристическое агентство «АйринТур» представляет: Музыкальный лагерь «Gold Camp» в Грузии!

Уроки урбанистики. Можно ли назвать Брест удобным с современной точки зрения?

16.04.2022 18:49
Общество

Недавно стало известно, что в Бресте студенты смогут обучаться специальности «Урбанология и сити-менеджмент», которую открывают в университете имени А.С. Пушкина. О том, почему профессиональных урбанистов не хватает нашему городу, «Вечерка» поговорила с архитектором Евгением Щербачем – экспертом в урбанизме и, к слову, соавтором проекта фонтана на Советской.

Фото

Одна из главных целей урбанизма – создание удобных городов. А с точки зрения современной архитектуры и урбанизма какой именно город является удобным?

– Понятие «удобный город» очень многозначное. Часто в отдельно взятой стране принимают план действий по созданию удобных городов и вкладывают в них то, что считают нужным. Это зависит от актуальных для той или иной территории проблем. Так что понимание удобного города в Швеции, например, будет отличаться от удобного города в США.

Но есть тенденции, которые касаются многих городов по всему миру. Яркий пример – люди все больше покупают в интернете и магазины перестают быть точками притяжения, как это было десятилетиями. Меняется сама логика городских точек притяжения. Или возьмем ковид – он вынудил вносить большие изменения в привычный городской уклад. Урбанисты должны путем проб и ошибок выяснять, как лучше всего приспособить города к новым условиям и сделать их удобными для всех. Прежде всего для уязвимых категорий горожан – пожилых, людей с инвалидностью, детей. Недаром сейчас модно стало объявлять города «дружественными детям». Это хороший способ продвигать современные урбанистические идеи.

При этом будем понимать, что обойтись без дискуссий нельзя – очень часто удобная для пешехода улица окажется головной болью для водителя или велосипедиста. Важно находить баланс, решать проблемы с общественным транспортом, пешеходными дорожками, зонами отдыха. Каждодневные потребности горожанина должны находиться в пешей доступности.

Нельзя обойтись и без комфортной обратной связи – люди должны знать, как и куда могут обратиться, чтобы починить тротуар или яму на дороге. И это только несколько аспектов удобного города.

Давай порассуждаем о Бресте. В каких сферах это удобный город, а в каких – нет?

– Брест есть за что похвалить, но и пространства для улучшений достаточно. Например, у нас хорошая по сравнению с другими белорусскими городами инфраструктура для велосипедистов. Город неплохо продуман на будущее, есть качественный генплан и детальный план. Мне нравится центр – общее психологическое состояние для пешехода здесь приятнее, чем во многих других городах. Здесь легко ориентироваться, составить нужный маршрут.

Здорово, что продумали городской план озеленения – подобные инициативы не так часто встречаются в нашей стране. Можно по-разному относиться к ярким фасадам домов в новых микрорайонах, но по мне – это тоже плюс, когда у разных частей города появляется свой узнаваемый образ. Отмечу и экспериментальные дворы без проезда машин, где ребенок может спокойно выбежать из дома и играть во дворе.

А вот вокзал я считаю очень проблемным местом. И это сильно влияет на удобство города в целом. Пользоваться брестским вокзалом – это постоянный дискомфорт. Особенно это касается пригородного сообщения – идти от автовокзала или от конечной остановки троллейбусов до железнодорожного вокзала с багажом очень долго и неудобно. Много вертикальных переходов, когда нужно подниматься и спускаться с лестницы. Получается, из той же Жабинки едешь по времени примерно столько же, сколько потом идешь по вокзалу к остановке.

Что касается общественного транспорта, здесь тоже можно совершенствоваться. Например, убрать аудиорекламу из салонов автобусов и троллейбусов. Пассажир заплатил за комфортную поездку, хочет почитать в дороге или просто отдохнуть, а не слушать назойливую рекламу. Остро для пассажиров стоит вопрос пересадок, когда платишь за поездку дважды, перебегать из автобуса на маршрутку. Вообще, оптимальная настройка транспорта сулит городу хороший экономический эффект и намного облегчает жизнь людям.

Кстати, о маршрутках. Как они соотносятся с идеями удобного города?

– В удобном городе вообще нет маршруток. Их обилие – это показатель проблемности общественного транспорта и удар по экологии города. Когда пассажир чувствует себя комфортно в автобусе, когда транспорт приходит вовремя и стоит дешево – человек не выберет маршрутку.

Предложи несколько идей для Бреста, которые сделают город более современным с точки зрения урбанизма.

– Я бы предложил визуально разгрузить город от рекламы, в идеале создать свою внутригородскую норму наружной рекламы. Например, перекресток проспекта Машерова и бульвара Космонавтов. Там много больших рекламных баннеров, в том числе на фасадах. Важную часть образа перекрестка взяла на себя реклама, суть которой не в том, чтобы было хорошо, а в том, чтобы ты ее увидел. Это противоречит идеям удобного города. Прежде всего надо заботиться о безопасности и психологическом комфорте горожан – они не должны уставать от визуального шума.

У Брестской крепости огромный рекреационный потенциал, и его надо использовать эффективнее. Сейчас туда не так удобно добраться. Крепость могла бы быть интегрирована в город, стать местом, где можно не только подумать о подвиге народа в годы войны, но и отдохнуть в мирное время. Это крупнейший парк, почти такой же по размерам, как Центральный парк в Нью-Йорке. Там красиво, в него уже заложено особое настроение, идеально подходящее для семейного отдыха. Но не хватает инфраструктуры – туалетов, комнат для пеленания, точек притяжения для детей. Стоит подумать и над другими подъездами к крепости, разными сценариями времяпрепровождения. Тогда мемориальный объект сохранит свое значение, но у него появится и еще одна сторона.

Колхозный рынок остро нуждается в решении проблемы с парковками. Возможно, стоит сделать их платными в определенное время. Часто на улицах вокруг рынка автомобили стоят круглосуточно, что категорически неправильно. Как и торговля прямо с парковки на улице с односторонним движением. Паркуются машины и прямо на тротуаре. Все это, возможно, выгодно рынку, но не горожанам. Или, например, центральный широкий проход между уличными навесами рынка упирается в магазин. Подсознательно нам хочется выйти с рынка именно через самый широкий проход в центре, а не искать узкие проходы по краям. И часто посетители так и делают. Но там должны быть широкие красивые ворота, а не дверь торгового павильона. В случае чрезвычайной ситуации это может привести к давке. А ведь колхозный рынок может быть очень красивым и удобным.

Городу надо смелее использовать тактический урбанизм – недорогие эксперименты на небольших участках, которые позволят выяснить, как именно будет эффективнее их использовать. Это тот путь, по которому сейчас идут во всем мире.