Сегодня расскажем, как семья из Гродненского района на трёхлетнем Geely Coolray съездила в Грузию.
Супругов из агрогородка Озёры, находящегося под Гродно, можно смело назвать путешественниками со стажем: уже третий год подряд белорусы отправляются отдыхать именно на автомобиле. Так, в 2023-м они посетили Европу — проехали семь стран и остановились в Черногории. А годом ранее были в Абхазии. Свой выбор объясняют просто:
— Для семьи из четырёх человек машина — это более экономичный вид транспорта. К тому же из иллюминатора самолёта не разглядишь красоты, которые видишь из окна машины. Ну и поездка на авто — своего рода приключение. Нам очень нравится!
В этом году экипаж автопутешественников состоял из двух семей:
— Мы с мужем и двое детей, а ещё наши друзья из Витебска. Мы познакомились с ними в 2018 году на море и до сих пор поддерживаем тёплые отношения. Кстати, уже не в первый раз едем вместе отдыхать!
— Как готовили свой автомобиль?
— У нас относительно свежее авто — 2021 года выпуска, но с учётом предыдущих поездок пробег уже почти 80 000 километров. Соответственно, в рамках подготовки были проверены все технические жидкости, состояние тормозных колодок и дисков, заменены все фильтры, а также масло в двигателе и коробке передач. В дорогу взяли минимальные ремкомплекты и инструмент.
— Как китайский кроссовер преодолевал горные серпантины?
— Машина чувствовала себя уверенно как на трассах, так и на извилистых дорогах. Никаких крупных происшествий не было. Однако во время очередной поездки по горам после отпускания педали тормоза заскрипел передний левый суппорт. По возвращении на место проживания в Грузии муж самостоятельно разобрал элемент, почистил осадочное место тормозных колодок, смазал направляющие — и проблема ушла. Так что лично мы можем смело сказать: Geely Coolray — надёжный транспорт!
— А минусы у авто обнаружили при дальних путешествиях?
— Из недостатков могу назвать маленький бензобак — всего 45 литров. Поэтому иногда приходилось заправляться до четырёх раз за день. Сюда же можно отнести относительно небольшую вместительность багажника. Для повседневной жизни его объёма достаточно, но при семейном путешествии на значительные расстояния приходилось бороться за каждый сантиметр полезного пространства, чтобы взять всё необходимое. Поэтому фраза от российских таможенников на российско-грузинской границе: «Разгрузите вещи для досмотра — мы изучим нишу с запасным колесом» — прозвучала для нас как приговор! Понадобилось заново пройти квест по сбору пазла из вещей в багажнике.
— Как планировали своё последнее путешествие?
— Перед тем как отправиться в путь, муж прочитал всевозможные форумы о поездке в Грузию на авто, а также отчёты об автотрипах других путешественников. Страховку на жизнь и здоровье членов семьи и российскую на автомобиль оплатили в отделении «Белгосстраха», национальную грузинскую страховку на авто — онлайн, через грузинский сайт. Сумма за все полисы составила 231 рубль.
— Какой был у вас маршрут?
— В первый день пути встретились с друзьями в Витебске, переночевали у них, чтобы утром вместе выехать. Не впервые для общения между двумя экипажами в дороге использовались радиостанции. Данный вид коммуникации зарекомендовал себя как наилучший. Путём простого нажатия на кнопку происходит мгновенный обмен информацией. Поддерживали связь на расстоянии до нескольких километров, когда при движении через большие города теряли друг друга из виду.
— Решили ехать по такому маршруту: Смоленск — Вязьма — Калуга — Тула — М4 «Дон» — Армавир — Минеральные Воды — Владикавказ — граница (Верхний Ларс). Это направление было выбрано ошибочно, поскольку возле Вязьмы дорога полностью закончилась. Отсутствовал асфальт; камни и выбоины заставляли двигаться со скоростью 10—20 км/ч. И так примерно 50 км! Когда добрались до трассы М4 «Дон», заветные километры до моря стали преодолеваться значительно веселее.
— Конечным пунктом второго дня путешествия выбрали Ростов-на-Дону. В третий день пути, съехав с трассы М4 «Дон» в сторону Владикавказа, мы удивились количеству постов ГАИ в приграничных зонах республик, которые мы проезжали. Инспекторы то и дело всматривались в поток автомобилей, выдёргивали оттуда машины и проверяли документы. Такая участь настигла и наших друзей из второго экипажа. Никто по мелочам придираться не стал, после проверки мы продолжили путь вместе.
— Следующей нашей остановкой оказалась российско-грузинская граница «Верхний Ларс». Уже при подъезде к ней от открывающихся видов на горы захватывало дух. Начитавшись об очередях здесь, приятно удивились, когда увидели: с российской стороны перед нами всего несколько машин. В очереди познакомились с грузином из ближайшего к границе посёлка Степанцминда, владеющим семейным отелем, и договорились о ночлеге за 160 белорусских рублей на семью из четырёх человек. Время было позднее, и сил искать другие варианты уже не осталось. Благодаря живописным видам дорога до Тбилиси прошла на удивление быстро и несложно, несмотря на всю крутость серпантинов.
— Батуми встретил нас пробками, как и в последующие разы его посещения. Также в городе мы поняли, что «аджарский стиль вождения» подразумевает практически полное отсутствие ПДД и обязательное наличие громкого звукового сигнала. Сначала это нас испугало, но мы быстро привыкли! Пешеходов там даже не пропускают на пешеходных переходах. Нужно смотреть по сторонам и быстро перебегать дорогу.
— В пункт назначения, курортный посёлок Квариати, мы прибыли вечером четвёртого дня нашего пути. Усталость от дороги компенсировалась свежестью горного воздуха и морским бризом.
— Расскажите подробнее про основные расходы.
— В России заправлялись только на крупных станциях — «Роснефти» и «Лукойла», стоимость топлива на них варьируется от 2 до 2,3 белорусского рубля. В Грузии посещали заправки местных сетей Gulf и Socar, где цена бензина АИ-95 уже от 3,5 до 4 BYN. В итоге за всю поездку (а мы преодолели около 7 200 километров) на топливо ушло 1 454 рубля. При среднем расходе машины 7,5 л на 100 км (по БК) это примерно 540 литров горючего.
— В Грузии все дороги абсолютно бесплатные. Следовательно, отдавали деньги только за движение по трассе М4 «Дон». Общая сумма за платные дороги в обе стороны составила 211 белорусских рублей. Ехали мы в будний день. В выходные — дороже.
— Жильё снимали за 30 долларов в сутки, оно находилось в 50 м от моря. Состояло из комнаты на четыре спальных места, душа, балкона. Кухня общая на втором этаже. Весь отдых нам обошёлся в 1 800 USD. Обменники есть на каждом шагу, но лучше менять деньги в Батуми: там курс намного выгоднее, чем в маленьких курортных посёлках.
— Наличие своего автомобиля в путешествии позволяет гибко строить планы, выбирать достопримечательности, которые хочешь посетить, а также нетуристические маршруты, недоступные людям без авто. При выборе мест посещения нужно было учитывать наличие хороших подъездных путей.
За 14 дней отдыха в Грузии мы видели слияние двух рек, минеральные источники, горячие источники, Троицкую церковь у подножия горы Казбек на высоте 2 170 м над уровнем моря, каньоны Окаце и Мартвили, побывали на нескольких водопадах, на мосту царицы Тамары, в пещере Прометея, которой 60—70 миллионов лет. Брали экскурсии по Батуми, катались на канатной дороге. Успели сходить пешком в Турцию, так как жили в 2,5 км от турецкой границы. Ну и, конечно же, море. Однако осталось ещё много мест, куда, к сожалению, не хватило времени добраться. Уверена, что вернёмся туда обязательно и посетим их!
— Что посоветуете белорусам, всё ещё побаивающимся путешествовать на машине?
— Не нужно бояться! Нужно лишь подготовить автомобиль к дороге, изучить особенности маршрута, правила стран, по которым будете проезжать. Проанализировать платные дороги и способы их оплаты, национальные страховки на автомобиль стран пребывания. Ну и, конечно, прихватить с собой позитивный настрой!