/Животное/II/Лось/gergfere-1.jpg)
Картинка вымышленная, носит иллюстративный характер
Гибель диких животных в дорожных авариях в Беларуси – распространенное явление. Причин таких инцидентов много, но чаще всего это невнимательность водителей и непредсказуемое поведение самих представителей животного мира.
Цифры статистики
По информации Государственной инспекции охраны животного мира при Президенте Республики Беларусь, за 2024 год зафиксирован 3771 факт гибели или травмирования диких животных в результате дорожно-транспортных происшествий. По видам это выглядит так: косули – 2504, лоси – 1020 лосей, олени благородные – 158, кабаны – 136, 7 ланей, 7 бобров, 2 оленя пятнистых, 1 зубр.
А «Белдорцентр» опубликовал карту, на которой отображены места, где происходили инциденты с дикими животными в 2024 году.
/uyl-2025/fehwf.jpg)
Цифры разных ведомств немного разняться, но незначительно. Скорее всего, это связано со сроками предоставления отчетностей.
В этом году только на территории Минского района за 9 месяцев произошло 107 аварий с животными, а значит, 107 транспортных средств получили повреждения, а сами животные погибли или пострадали. Но этим все не ограничивается. И вот почему.
В своем официальном Telegram-канале Госавтоинспекция периодически информирует о том, что на республиканских и местных дорогах есть множество участков, где пути миграции диких животных пересекаются с автомобильными трассами.
Особенную осторожность водителям следует проявлять с начала августа до середины октября. В это время у оленей и лосей начинается период гона (размножения) – они активно передвигаются, растет риск выхода на проезжую часть.
Самое опасное время суток – утренние и вечерние сумерки. Вечером животные следуют к местам кормежки, а утром возвращаются к местам отдыха. При этом видимость на дороге в это время снижается, а внимание водителей притупляется, отмечают в ГАИ.
Что делать, если сбил животное
Если неприятного инцидента избежать не удалось и авария с диким животным все же произошла, водителю следует помнить, что согласно ПДД – это ДТП, а значит, он должен остановиться, включить световую аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (в населенном пункте – 15 метров от авто, вне населенного пункта – 40). Дальше – вызов ГАИ.
Госавтоинспекция, в свою очередь, при ДТП с животными сообщает об этом в охотничье хозяйство (если авария произошла в охотничьих угодьях) либо в местный исполком, если инцидент произошел в запретной для охоты зоне или в населенном пункте. Далее информация направляется в Госинспекцию охраны животного и растительного мира.
Еще немного важных цифр: согласно результатам множественных испытаний, при столкновении автомобиля с диким кабаном сила удара составляет 3,5 тонны. С лосем – 5 тонн.
Следует помнить, что если вина в аварии будет возложена на водителя и будет доказано, что столкновения с диким животным можно было избежать, прояви водитель должное внимание, как того требуют ПДД, то этого водителя привлекут к административной ответственности. А еще он может ответить рублем, причем существенной суммой.
Как следует из закона «О животном мире», вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания, подлежит возмещению в доход республиканского бюджета в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды, в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и (или) вредного воздействия на среду их обитания, установленными Советом Министров Республики Беларусь. Объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы, находятся в собственности государства.
Таксы установлены постановлением Совмина №219. Например, зубр стоит 400 базовых величин, лось и олень – 300, рысь, выдра, барсук – 100, бурый медведь – 400, косуля – 120, заяц – 20, бобр – 70. Переводим базовые в рубли и видим, что ценник за невнимательность может быть очень высоким.
А если спрятать и не сообщать?
Ответим сразу: не стоит этого делать.
Согласно ст. 16.27 КоАП, за перемещение (транспортировку) либо разделку диких животных, относящихся, в соответствии с законодательными актами, к объектам охоты, в том числе погибших, или их частей в случаях, запрещенных законодательными актами об охране и использовании животного мира, предусмотрен штраф от 20 до 30 базовых величин.
Если туша погибшего животного подпадает под определение «крупный размер» (стоимость животного превышает 100 базовых величин), то это влечет уже уголовную ответственность по ст. 282-1 УК. Санкция статьи предусматривает штраф, арест, ограничение свободы на срок до 2 лет или лишение свободы на срок до 3 лет.
В пример приведем случай: в июне 2025 года в Лельчицком районе было возбуждено уголовное дело по ст. 282-1 УК в отношении местного жителя, который на своем фургоне Ford Transit перевозил тушу смертельно травмированной косули. Ее он решил использовать в качестве корма собакам.
«Корм» в итоге стоил 30 базовых штрафа (1260 рублей) с конфискацией в доход государства автомобиля, на котором туша животного перевозилась, поскольку суд признал машину средством совершения преступления.
Последствия аварий с животными
Мы задали этот вопрос сотруднику одного из охотхозяйств. Вот как от ответил:
«На наиболее аварийных участках устанавливают различные ограждения, в основном специальные сетки, которые не позволяют дикому животному выйти на дорогу. Это в принципе работает, но если животное найдет в таком заборе брешь и попадет на участок дороги, то назад оно, скорее всего, уже не уйдет. Свет фар, шум от автомобилей – это стресс для животного, обитающего в дикой среде. Оно будет просто метаться вдоль сетки, не находя выхода, и может броситься под колеса машин, ища спасение.
Последствия для водителей могут быть разные. Если, например, машина сбила дикого кабана, то страдает в большей степени сама машина, а не водитель. У кабана ввиду строения его тела низкая посадка, его просто отбрасывает от удара. А вот с лосем, например, картина другая. Ноги у лося длинные, посадка высокая, и при аварии его подкашивает и он всей своей массой, по сути, влетает в салон автомобиля. Последствия этого, сами понимаете, какие.
Когда животное ранено, подходить к нему ни в коем случае нельзя. В состоянии шока и боли оно может нанести серьезные травмы людям, несмотря на ранения.
И главное – всегда помните, что поведение диких животных не предугадаешь, поэтому водителям нужно быть предельно внимательными и готовыми ко всему».