Ястребель — деревня в Берёзовском районе Брестской области.
Теплицу-термос построил под землей Андрей Кухарчук из Ястребеля. Выращивает там экзотические растения. В семье уже попробовали на вкус инжир, маракуйю, апельсины, лимоны, помело, манго, папайю и другие плоды.
Но «специализируется» Андрей на пассифлорах – с них и начинал. Завел 14 сортов, «тихо помешался», как шутит сам. Шесть лет назад увидел в журнале чудный цветок этого растения, заинтересовался плодами, и в результате понеслось.
Цветок пассифлоры «индиго»
Его пассифлоры в основном растут в обычной теплице – наземной. Мы отправились посмотреть на эти удивительные лианы.
Аромат от соцветий легкий, приятный. Рядом с цветками зреют плоды – размером со среднее яблоко. Вообще в зависимости от вида они могут быть от 100 граммов до 2 килограммов. Андрей сыплет названиями сортов, характеризует каждый из них, называет отличия
– Пассифлоры у нас знают как маракуйю, – говорит он. – На самом деле их существует около 500 видов. Плоды очень вкусные. Два последних года мы даже настойку готовили из них
В коллекции Андрея как известные сорта, так и редкие, штучные, можно сказать. По большей части добывает их по обмену, хотя в Беларуси любителей-экзотов такого профиля не много. Опыт черпает в группах в Facebook – украинских и американских.
Плод пассифлоры «джамбо» в разрезе
Большинство видов пассифлоры встречается в Южной Америке, Новой Гвинее, Восточной и Южной Азии, рассказал Андрей. Самыми вкусными признаны плоды гранадиллы и маракуйи – в ястребельской теплице они есть. Наиболее выраженные лечебные свойства у пассифлоры инкарнатной, которая также в наличии.
– Но настои в качестве успокоительного не делаем, – смеется он.
А началось увлечение Андрея с пассифлоры голубой, или «кавалерской звезды», чей цветок похож на орден.
– Она неприхотлива в выращивании, но боится морозов, и на всякий случай я черенкую ее. А вообще пассифлора – такая зараза, что, если уж занялся, трудно отказаться.
– А в уходе сложно? – спрашиваю.
– Если интересно, то нет.
– Сколько времени тратите?
– Больше всего занимаюсь поливом. Каждые десять дней подкармливаю – чередую минералку с органикой. При необходимости обрабатываю от вредителей. Осматриваю, опыляю. Собираю зрелые плоды.
Пассифлора в наземной теплице
Андрей показывает и другие растения, которые живут в соседстве с лианами. Это пепино, или дынная груша, плоды которой сочетают вкус груши и дыни. В зеленом виде их можно употреблять как овощи, а когда поспеют – об этом просигнализируют появившиеся фиолетовые полоски – как фрукты, мягкие, сочные, почти без косточек.
Растут инжиры – позднее Андрей перенесет их в теплицу-термос, там они точно дозреют. Туда же отправится гранат, а также северный банан, который сейчас в открытом грунте.
Вход в теплицу-термос – через сарай. Сама она находится на глубине 2,5 метра, с улицы видна только крыша, через которую падает свет. Оборудована системой климат-контроля, водоснабжением, искусственным освещением и симпатичным фонтанчиком для увлажнения воздуха. Пол покрыт полуметровым слоем щебенки. Все Андрей делал сам – проектировал, копал, обустраивал, на что ушло примерно полгода.
Термодатчик в наш приход показывал 21,5 градуса, устроенная система не дает подняться выше 25 – вредно для растений. Зимой оптимальная температура – от 2 до 12 градусов, так как субтропические культуры требуют холодной зимовки. В зимний период градус держит маленький обогреватель.
Подземная теплица небольшая – шесть на четыре метра. А растений много, уже и не вмещаются, поэтому некоторые из них кочуют в другие подходящие помещения. К примеру, авокадо переехало в дом, оливка европейская – на работу Андрея.
Расширять площади пока не планируется – особо негде, да и средств на это нужно немало.
Что растет в теплице-термосе?
Лавр благородный – хозяйка Надежда лавровый лист уже не покупает. Тут же пассифлоры, манго, лимон, красный апельсин, кумкват, аркобалено – гибрид апельсина и лимона.
Карриса грандифлора
Карисса – комнатная слива – пока бесплодная, никак не удается опылить. Хотя Андрей пробовал это сделать и кисточкой, и сосновой иголкой, по совету в интернете.
Грейпфрут. Помело «Богатырь» белорусской селекции – плоды были «идеально» круглыми.
Помело
Мушмула японская – деревце, ягоды которого пахнут яблоком и по вкусу напоминают абрикос и сливу.
Гуава земляничная с плодами. «Вкуснятина», – охарактеризовали хозяева. И гуава крупноплодная.
Аннона черимойя – ее плоды называют «сметанным яблоком», фруктовый аромат – смесь банана, папайи, персика, ананаса и клубники.
Опунция инжирная
Опунция инжирная, два плодика которой съели недозрелыми… Не дотерпели. Из семейства кактусовых, опасна мелкими колючками, которые есть даже на плодах.
Питахайя, или драконий фрукт, тоже из кактусов. И с ним тоже нужно работать исключительно в перчатках, а плоды тщательно промывать проточной водой.
Фейхоа. Два года красиво цвела, но завязи не было.
Фейхоа
Суринамская вишня, или питанга. Быстрыми темпами растет ввысь и вширь – хозяин уже не знает, что с ней делать…
Молоденький банан. В наземной теплице был большой, но, к сожалению, подмерз и пропал.
Зацветает австралийский микроцитрус, или пальчиковый лайм, плоды которого Кухарчуки уже вкусили.
– Кислятина еще та, – с улыбкой констатирует Андрей. – Лайм есть лайм. Мякоть по структуре напоминает икру. Хорошо использовать для рыбных блюд или добавлять в чай.
Думается, не стоит перегружать текст описанием других тепличных растений, которые разводит Андрей Кухарчук. А мечтает еще и о других. Например, о деликатесной монстере – ее плод аппетитнее ананаса. Похож по вкусу на ананас и банан, и в шутку его часто называют бананасом.
Были когда-то у Андрея и ананасы, но не прижились. А вот у его брата Сергея из Маревиля один зацвел. Брат тоже подсел на «иностранное» растениеводство – выращивает киви, хурму, гранаты. И вправду, заразное это дело экзотика…
– Надя, а вы занимались бы такими растениями? – задаю вопрос жене Андрея.
– Наверное, нет. Мне нужно видеть результат сразу, а не ждать годами. Андрей терпеливый.
Надежда работает фельдшером на местном ФАПе. Андрей приехал в Ястребель по распределению из вуза на должность главного зоотехника в 1996 году, сейчас работает зоотехником-селекционером и осеменатором в ОАО «Винец». Их сын Костя учится в колледже на техника-механика.
Тоскливо, говорят, что деревня, ставшая родной, мельчает. А с другой стороны, место жительства привлекает устоявшимся образом жизни – неспешным, на лоне природы. У них ухоженный дом и подворье. И каждый с удовольствием занимается своим любимым делом.