В чем преимущество нового покрытия над асфальтобетонным? Как это отразится на удобстве пассажиров? Где производят гранитную брусчатку? Какие еще остановки планируют переоборудовать подобным способом? И сколько остановочных пунктов в городе над Бугом обслуживает КУП «Брестское ДЭП»? Об этом «Вечернему Бресту» рассказал начальник ПТО предприятия Павел Кравчук.
Автобус жмет – асфальт «плывет»
По словам Павла Леонидовича, такому кардинальному ремонту по современной технологии в 2023-м уже подвергли площадки остановок «Завод», «Парк воинов-интернационалистов» и «Технический университет» в направлении к центру города, а также «ЦМТ» и «Технический университет» в восточном направлении. Напомним, что площадки полудюжины остановочных пунктов общественного транспорта на проспекте Машерова от Кобринского моста до ЦУМа укутали в гранитную «шубу» еще в прошлом году.
Дело в том, что на главной артерии города весьма интенсивное движение автобусов, троллейбусов и маршрутных такси, и асфальтобетонное покрытие вблизи остановок не справляется со своими функциями. Летом дорожная поверхность нагревается, а масса, к примеру, автобусов, которые останавливаются на одном и том же месте с завидным постоянством, достигает 7 тонн, с пассажирами в час пик – и все 10 тонн. После такой колоссальной нагрузки на асфальте появляются «наплывы», которые мешают нормальному движению транспорта, в частности, вплотную приблизиться к бордюру во время остановки, что создает определенные неудобства для пассажиров при входе и выходе.
Плита «под шубой»…
И вот была опробована более современная технология. После демонтажа старого покрытия его заменила монолитная армированная плита толщиной 20 см из высокопрочного бетона марки 400 площадью порядка 200 кв. м. Именно на нее и ложится основная нагрузка. Однако бетон крайне чувствителен к солевым смесям, которыми обрабатывают дороги зимой.
Поэтому плиту покрывают защитной «шубой» из гранитной плитки – натуральный камень не будет «растекаться» при высоких летних температурах, как асфальт, и повысит характеристики покрытия, ведь гранит при производстве брусчатки именно колют, что улучшает сцепку колеса с покрытием.
…тротуар в «пупырышках»
Гранит для плитки добывает филиал щебеночный завод «Глушкевичи» КПРСУП «Гомельоблдорстрой». На этом же предприятии материал гидравлическим способом с помощью прессов колют на плитки. После пилотных проектов по оборудованию остановочных площадок гранитным покрытием в Гомеле и Могилеве очередь дошла до Бреста. В городе над Бугом проект финансировал республиканский бюджет. Каждая остановка обошлась в среднем в 80 тыс. рублей, включая стоимость материалов и работ по демонтажу старого покрытия, подготовке и укладке нового. Также, поскольку на остановках велись работы и транспорт там временно не останавливался, их оборудовали тактильной плиткой (с «пупырышками») для безопасности маломобильных людей.
В перспективе, если позволят финансы, планируют покрыть гранитом площадки на оставшихся остановках на улице Московской. На остальных остановочных пунктах Бреста критичные «наплывы» асфальта убирают фрезерованием, но нового покрытия не кладут.
Нещадная эксплуатация
Брестское дорожно-эксплуатационное предприятие обслуживает 585 городских остановок общественного транспорта. Все они оборудованы, как минимум, скамейками для сидения, а 98 % – навесами либо павильонами. За некоторые остановочные пункты ответственны торговые предприятия, чьи точки находятся на этих остановках, например, всем известные «Табакерки», а также мелкая продуктовая и промтоварная розница и даже точки общепита. Это выгодно как для ДЭП, так и для торговли, поскольку остановки с большим количеством останавливающихся на них автобусов и троллейбусов – место скопления пассажиров, в которых продавцы видят потенциальных покупателей.
Грюнвальдская для вандалов
Павильоны на остановках обновляют. Например, остановочный пункт «Парк воинов-интернационалистов» сделали с остеклением, в модном современном стиле. Но нехорошее предчувствие вызывает тот факт, что раньше похожие прекрасные павильоны установили на остановке «Областная больница». Однако только в прошлом году вандалы уже трижды разбивали в них стекла. Аналогичная ситуация и в районе улиц Маслова, Мытной, Грюнвальдской на юго-западе Бреста, где застройщик во время возведения нового микрорайона установил аналогичные павильоны на остановках, и стекла в них бьют с пугающей периодичностью.
Раскраска и закраска
Кроме того, хулиганы разрисовывают и приводят в негодность конструкции и на классических остановках. Видимо, они считают, что их злодеяния останутся безнаказанными. Но это далеко не так. При сильных повреждениях павильонов на остановках до 80 % злоумышленников милиция находит – в городе не так мало видеокамер.
И вандалам приходится не только платить солидный штраф, но и возмещать серьезный ущерб. Любопытный случай произошел несколько лет назад на остановке «Технический университет». Хулиганы разрисовали павильон, но не заметили установленной внутри камеры, принадлежавшей торговой точке. Тут же видео, где они предстали «во всей красе», появилось в сети. А через пару дней его герои вновь появились на той же остановке, но на этот раз, чтобы аккуратно закрасить свои каракули.
Остановки на Дубровке
В Бресте не только ремонтируют и обновляют существующие остановки, но и создают новые. В прошлом году парочка появилась в микрорайоне Дубровка около средней школы № 33. Сделано это было для удобства подвоза школьников из новостроек в районе улицы Лейтенанта Рябцева. Кроме того, новые остановки строятся при возведении новых микрорайонов. Но когда и для какого общественного транспорта их откроют, решают в Брестском горисполкоме. Как только решение принято, их начинает эксплуатировать ДЭП. А поскольку Брест активно прирастает новостройками, открытие новых остановок не за горами.