Грузия — одно из самых доступных направлений для белорусских туристов в последние годы. Даже несмотря на приток мигрантов и повышение цен на жильё, достаточно трудно организовать более бюджетный отдых. Вот и минчанин Александр, владелец Mercedes-Benz E-Class , выбирая, где же провести отпуск в марте, решил остановиться на этой стране. Его поддержали супруга и сестра. Сказано — сделано: загрузили машину вещами, продуктами и отправились навстречу вкусной еде, невероятной красоты храмам и знаменитому грузинскому гостеприимству.
«Прохождение границы заняло 30 часов!»
— Александр, как решились на путешествие на 18-летнем автомобиле?
— Машина далеко не новая, купил я её около года назад. Поэтому, конечно, опасения присутствовали. Особенно насчёт дороги за Москвой: сломается автомобиль в глубинке — даже запчастей не найдёшь. А вот за Грузию я не переживал: там и старых «Мерсов» куча, и всевозможных разборок. Я, кстати, туда заглянул, итог — купил плафон в четыре раза дешевле, чем у нас. Но подходящие диски не нашёл.
— Перед поездкой я сделал ТО (обошлось в 350 рублей) и прошёл техосмотр: было самому интересно, сможет ли получить «дозвол» эта машина. В итоге авто допустили к участию в дорожном движении без проблем.
— Конечно, мы рассматривали возможность купить авиабилеты. Но разница в расходах на дорогу колоссальная: топливо суммарно обошлось в $250, а перелёт стоил бы все $1 500. К тому же на самолёт много сумок не возьмёшь, а в машине места полно — багажник вместительный.
— Кстати, о топливе. Какой расход у вашего автомобиля?
— Здесь стоит «646-й» мотор объёмом 2,2 литра, дизель. Средний расход по трассе — 6,5 л на «сотку».
— Была у нас неприятная ситуация с АЗС под Тамбовом. Мы заправились, пошли расплачиваться — ни одна банковская карта не проходит! Я предложил кассиру (женщина в возрасте) валюту — причём в пересчёте на российские рубли сумму большую, чем нужно. Её ответ поверг нас в шок: «А что такое доллары? А где я их поменяю? У нас нет обменника!» В итоге еле-еле уговорили принять деньги работника помоложе. Оказалось, что «Лукойл» под санкциями, поэтому там карточки не работают. Хотя через каких-то 200 метров мы остановились на «Роснефти», чтобы выпить кофе, и там оплата прошла.
— К слову, наш знакомый грузин нас предупреждал, мол, не заправляйтесь на территории России — доезжайте до Грузии, там топливо дешевле. Хорошо, что не послушались! По приезде отправились мы на грузинскую заправку, а там литр стоит по 4,20—4,30 BYN. Выяснилось, что буквально за день до этого ценники на 20—30% взлетели, люди аж на протесты вышли.
— Расскажите, как добирались до российско-грузинской границы.
— Не без приключений! Ехали через Подольск и Волгоград. Проехали 1 000 км за раз (700 км из них за рулём была жена) и остановились переночевать. Уставшие были ужасно! Под Волгоградом дорогу строят, всё нечищеное, «Мерс» сносит… Супруга от утомления аж миражи видеть начала! Последние 30 км перед остановкой добирались, наверное, минут 40—50.
— Выспались, направились в сторону Владикавказа через Калмыкию. Едем, ничего не нарушаем — останавливает дэпээсник. Сначала общается вежливо, а потом заявляет, что мы нарушили ПДД: якобы совершили обгон через сплошную. Я, конечно, знаков никаких не видел. А он почти сразу отправил меня общаться к своему начальнику в служебную машину. Тот уверил: есть запись нарушения. Я почему-то так разнервничался, что даже не догадался потребовать это видео показать. Только потом дошло: развели! В общем, начали торговаться. Дэпээсники попросили 10 тысяч российских рублей — почти $100. Я говорю: «Вы что, нет таких денег!» Они в ответ: «А сколько есть?» — «Ну пять тысяч». Переглянулись и говорят: «Неси пять!»
— Наскребли с девчонками $50, я их занёс. И тут меня осенило: «А покажите видеозапись!» Но дэпээсник только усмехнулся: «Нет уже, стёрли!»
А вот в Грузии полиция остановила нас один раз за всё время. Увидели белорусские номера — сразу уточнили, на каком языке удобнее общаться: русском или английском. Посмотрели, чтобы страховка была действующей, и пожелали счастливого пути.
— Во Владикавказе из-за погоды пришлось задержаться на пять дней. Остановились на ночёвку в гостинице (100 BYN/сутки за трёхместный номер) с видом на горную речку — красота нереальная! Если честно, то переживали, как бы не нарваться на конфликт с местными «горячими» парнями. Помню, зашли в какое-то кафе с осетинскими пирогами в воскресенье, а там сплошные пьяные борцы что-то отмечают. Стрёмно ужасно, не протолкнуться! Я одного вежливо попросил: «Разрешите нам пройти». А он, к моему удивлению, тут же отошёл, ещё и остальных заставил расступиться.
— К слову, Владикавказ — город «Жигулей». Белые, заниженные, завышенные — какие хочешь!
— А сколько по времени заняло прохождение границы? В марте как раз толпа мигрантов повалила в том направлении…
— На границе стояли 30 часов, потому что россиян проверяли досконально. Плюс у местных свой бизнес: они занимают очередь и пропускают людей за деньги. Ни в коем случае нельзя было спать: зазеваешься — тут же перед тобой кто-то влезет. А потом никому ничего не докажешь!
— После того как прошли границу, переночевали в гостевом домике в посёлке Степанцминда. Мы с женой были в Грузии во время медового месяца, поэтому остались контакты знакомого грузина Тэма. Мы нанимали его в качестве водителя-гида, а впоследствии стали хорошими друзьями. Даже ездили к его семье на виноградники! В этот раз он тоже устроил нам радушный приём, порекомендовал, что посмотреть по дороге, и предложил снять две комнаты в квартире его свекрови в Тбилиси. За месяц заплатили всего $150, хотя тогда был туристический бум и жильё сдавалось за сумму от $400 и выше. Хозяйка почти не появлялась дома: рано утром уходила на работу, а вечером гуляла с подругами.
— Сколько километров суммарно за поездку накатали?
— Восемь тысяч: пять тысяч — дорога туда и обратно, остальное мы наездили по самой Грузии. Побывали в Кутаиси, Боржоми, Мартвили, посетили каньон Окаце, пещеру Прометея…
— Я находился в отпуске, а сестра и жена — айтишницы, они работали на удалёнке. Поэтому в будние дни девочки были погружены в свои дела, а на выходных мы продолжали колесить по достопримечательностям. Больше всего нас впечатлил пещерный город Вардзия! Но вот до Батуми не доехали: испортилась погода.
— К слову, Тбилиси в плане ПДД — отдельный мир. Мне было очень непривычно! Полосы движения никто не соблюдает, хочешь проехать на красный свет — сигналь и выдвигайся, если никому не мешаешь. Внаглую щемишься — тоже нормально. Лично мне всё это чем-то напомнило Китай. Хотя при таком хаосе ни одной аварии за время своего пребывания в Грузии я не увидел!
«Это страна праворульных „японцев“»
— Что с качеством дорог в тех местах?
— До Тбилиси добирались по Военно-Грузинской дороге. Её я могу описать двумя словами: страшно и красиво. Едешь, любуешься, голову поворачиваешь — а там обрыв. Много фур, поэтому по серпантину мы передвигались медленно. В Тбилиси дороги, которые ведут к достопримечательностям, хорошие. Я ожидал худшего.
— Сейчас ещё строят большую трассу до Батуми, добираться туда станет удобнее. Очень мне понравились тоннели. Как раз от границы до Гудаури сейчас прорывают 10-километровый прямо в скале. В следующий раз обязательно там прокачусь!
— А какой в Грузии автопарк?
— Больше всего японских праворульных автомобилей — они их напрямую гоняют. Много гибридных Honda, наш Тэма купил себе и жене по Insight. Если говорить про горные посёлки, то там преимущественно джипы марок Toyota, Mitsubishi. А туристов катают исключительно на полноприводных Mitsubishi Delica. Тэма рассказывал: привезли как-то на экскурсию японскую делегацию, они на минивэны посмотрели и говорят: «Теперь мы знаем, куда все наши „Делики“ подевались!»
— Средний возраст автопарка — 10+. Заметил, что свежих машин до трёх лет совсем мало, даже с Минском не сравнится. Из премиума много «Мерседесов», но как минимум 15-летних. Все в основном на бензине, чтобы была возможность дополнительно установить ГБО. Плюс подобные автомобили грузины тянут из Америки, а там бензиновые двигатели больше распространены. Что касается состояния авто, то много притёртых, подбитых машин. Зато мойки самообслуживания — на каждом шагу! Поставили шалаш, купили «Керхер» — и бизнес готов. Кстати, видел в Тбилиси по телевизору рекламу Geely. Не мог оставить её без внимания, потому что сам работаю в сервисном центре. Позвал к экрану Тэма, но он, оказалось, про «Джили» ничего и не слышал.
— К слову, один грузин у меня как-то поинтересовался, за сколько я купил в Беларуси «Мерс». И уверил: в Грузии я нашёл бы такой же в два раза дешевле.
— Подсчитывали, в какую сумму обошлось путешествие длиною почти в два месяца?
— Расходы мы не считали. Могу предположить, что потратили чуть больше $2 000.
— Еду брали с собой, не забыли взять большой термос и три термокружки. Бутерброды, колбасы… Хватило до Владикавказа, а там уже закупились в «Пятёрочке». Но самые качественные продукты в России — те, что произвели в Беларуси. Купили местный кефир — вообще не поняли, что это было!
А вот в Грузии всё вкусно. Хозяйка квартиры, где мы жили, предложила нам готовить с условием оплаты продуктов. Мы давали примерно 20 BYN, а еды хватало на три дня! Без кафешек с хачапури и хинкали тоже не обошлось. Но качество сервиса там страдает, даже в крутых ресторанах. Зато огромные порции и, повторюсь, безумно вкусно!
— Какие советы дадите тем, кто тоже планирует отправиться в Грузию?
— Ничего не бояться и набраться терпения: с очередями на границе сейчас ситуация гораздо хуже. И обязательно смотрите прогноз погоды, чтобы не застрять во Владикавказе, как мы! Жильё стоит искать через Telegram в чатах а-ля «Белорусы в Грузии» — там всё подскажут.
— Несмотря на долгую дорогу и непредвиденные расходы, эмоций и фоток после поездки осталось миллион! Очень хотим наше путешествие повторить — и обязательно это сделаем.