Российские и белорусские перевозчики бьют тревогу: в Казахстане стали задерживать фуры, которые выполнили перегрузку или перецепку на территории Беларуси.
Фото носит иллюстративный характер
Суть проблемы
Суть проблемы следующая: по правилам разрешительной системы Казахстана, перегружать грузы на транспортные, не зарегистрированные в стране регистрации первоначального перевозчика на территории третьих стран нельзя. Иными словами, если груз в Казахстан везет перевозчик из Европы, то он должен везти его до пункта назначения.
Если груз везет европейский перевозчик, а на белорусском ТЛЦ происходит перецепка/перегрузка и груз далее везет белорусский или российский перевозчик, то такой грузовик задерживают на территории Казахстана, т.к. это нарушает Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении.
О чем предупреждает БАМАП
Ассоциация "БАМАП" сообщает, что перевозчики информирует ее о случаях задержания сотрудниками Инспекции транспортного контроля Казахстана белорусских транспортных средств.
БАМАП обращает внимание, что в соответствии с пунктом 48 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Казахстане в международном сообщении, утвержденных приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 г. №353, не допускается перегрузка на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза из третьих стран на территорию Казахстана, груза, таможенный транзит которого еще не завершен, на казахстанское автотранспортное средство, а равно на автотранспортное средство, которое не зарегистрировано в стране регистрации первоначального перевозчика.
"Закрытие таможенной процедуры таможенного транзита у перевозчика Евросоюза в специально установленных местах и открытие новой процедуры таможенного транзита у белорусского перевозчика не означает завершение транзита в отношении перевозимых иностранных товаров.
Таким образом, белорусский перевозчик, совершая перегрузку груза в свое транспортное средство, не может осуществить перевозку как последующий перевозчик (даже при наличии разрешения на перевозу грузов в/из третьих стран) в места доставки, расположенные на территории Казахстана, без завершения на территории Беларуси в отношении перевозимых иностранных товаров таможенной процедуры таможенного транзита.
Исходя из комплексного трактования положений Таможенного кодекса ЕАЭС, завершение процедуры таможенного транзита предполагает совершение с товарами таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. В свою очередь декларирование предполагает помещение товаров под таможенные процедуры, в том числе и под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в результате чего иностранные товары приобретают статус товара Союза, и могут свободно перемещаться по территории государств – членов ЕАЭС", – обращает внимание БАМАП.
По информации, поступающей от белорусских перевозчиков, в случае перегрузки на территории Беларуси груза, следовавшего из Евросоюза, в полуприцеп с белорусской регистрацией, данное транспортное средство задерживается сотрудниками Инспекции транспортного контроля Республики Казахстана до тех пор, пока первоначальный перевозчик Евросоюза не прибудет в Казахстан для рассмотрения, возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении и не предъявит разрешение на перевозку.
"Одновременно информируем, что вопросы перецепки регламентированы в пункте 51 указанных Правил, в соответствии с которым при осуществлении перевозки грузов на территорию Казахстана замена тягача или грузового автомобиля допускается на другой тягач или грузовой автомобиль, который зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика, то есть при осуществлении перевозки грузов на территорию Республики Казахстан белорусским перевозчиком не допускается осуществление перецепки иностранного полуприцепа. При этом ограничение принимать грузы к перевозке последующим перевозчиком не исключено даже при наличии соответствующего вида разрешения Республики Казахстан для выполнения перевозки", – предупреждает ассоциация.
Справочно. В соответствии с п. 7 ст. 573 КоАП Казахстана данное правонарушение относится к категории нарушений правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении. За осуществление замены (перецепки) тягача или грузового автомобиля на другой тягач или грузовой автомобиль, который не зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика, предусмотрен штраф на водителей автотранспортных средств в размере двухсот, на юридических лиц – в размере пятисот месячных расчетных показателей.
Ассоциация "БАМАП" обратилась в Министерство транспорта и коммуникаций РБ с просьбой об инициировании перед компетентными органами Республики Казахстан предложений по урегулированию вопросов выполнения международных автомобильных перевозок в сложившихся с 16 апреля условиях.
Российские перевозчики: "Это нарушение соглашения о перевозках"
Сложившейся ситуацией озабочена и Ассоциация международных перевозчиков России.
В АСМАП считают, что в действиях контролирующих органов Казахстана имеются признаки нарушения положений двустороннего Соглашения о международном автомобильном сообщении. В целях урегулирования ситуации АСМАП обратилась в рабочем порядке в Союз перевозчиков Казахстана КазАТО и в Инспекцию транспортного контроля. Также 20 мая 2022 года АСМАП направила письмо в Минтранс России с просьбой об обращении в компетентные органы Казахстана.
Пока же АСМАП рекомендует воздержаться от доставки в Казахстан грузов, которые были перегружены или перецеплены на территории Беларуси.