Иной раз на неприятности и нарываться особо не нужно: они сами тебя находят, будто камень, летящий из ниоткуда в лобовое стекло. И вот о нем-то - о камне в «лобовик» - сегодня и пойдет речь.
Есть почти новый автомобиль с разбитым стеклом, есть две страховые компании, которые на словах не против выплатить возмещение, есть справка о ДТП, выданная ГАИ. Но нет виновника - того самого важного винтика, без которого весь механизм отказывается работать. И что в такой ситуации делать водителю? - задает вопрос Онлайнер.
Камень в стекло
— Первая неприятность с новой машиной?
— Ой, я надеюсь, что и последняя тоже! — отшучивается Алексей, осматривая свой Geely Coolray.
На ветровом стекле автомобиля видна длинная трещина: техосмотр с такой точно не пройти.
— Представляешь? А все началось с маленькой точечки — и так она разрослась. Нужно менять стекло, но такая канитель завязалась, что не знаю, как быть, — вздыхает мужчина и достает кипу документов с печатями.
Итак, о камне. Вечером 21 апреля Алексей ехал по улице Алибегова со стороны улицы Железнодорожной в Минске.
— Там как раз мост — знаешь? Вот я въезжаю под него, там резковатый спуск — притормозил. Еду потихоньку дальше, и вдруг удар по лобовому, причем такой громкий удар. Под мостом же останавливаться нельзя: я проезжаю дальше, прижимаюсь вправо. Смотрю, на стекле трещинка, — рассказывает автовладелец.
По всей видимости, из-под колеса автомобиля, который двигался рядом с Coolray Алексея, вылетел камень, лежавший на дороге, — кто давно за рулем, наверняка знает, как это бывает.
Особые обстоятельства
Сразу необходимо сделать оговорку: речь не просто о камешке, который взялся не пойми откуда. Было бы так — и разговаривать было бы не о чем. Достаточно обратиться к Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденному указом №530. В этом документе содержится перечень страховых случаев, к которым относится «повреждение имущества в результате ДТП». И этим же Положением определены ситуации, которые страховыми случаями не признаются (п. 158 Положения): там как раз есть оговорка про вылетевший из-под колеса предмет — «не считаются страховыми случаями факты причинения вреда выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании».
Но на участке улицы Алибегова, где Алексей «словил» камень, в тот момент велись ремонтные работы. На проезжей части, по словам нашего читателя, был щебень, который не успели убрать. И это еще не все.
— Знака о проведении ремонтных работ не было. Я езжу этой дорогой практически каждый день: его не было вечером, когда все случилось. А на следующий день — я специально проезжал — он появился. Это как так? — задается вопросом наш читатель.
Комплексное страхование не сработало — почему?
Что делает водитель, который попадает в неприятную ситуацию на дороге? Он берется за телефон.
— Звоню в свою страховую компанию, рассказываю о ситуации. Мне отвечают: «Это не страховой случай». А как же комплексное страхование, которое мне так рекламировали? Говорили, что это то же каско, только дешевле — класс, надо брать. Вот я и взял. А оказалось, что эта страховка как каско только в том случае, если есть виновник происшествия, а иначе компенсацию получить нельзя, — говорит Алексей.
Если подробнее, то договор комплексного внутреннего страхования включает в себя обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (внутреннее страхование ОСГО) и его транспортного средства на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия. И при наличии у причинителя вреда в ДТП договора комплексного страхования он сможет получить страховое возмещение и за вред, причиненный его автомобилю, тогда как по договору внутреннего страхования страховая выплата производится только потерпевшим. В этом и заключается главное отличие от обычной «автогражданки».
— В страховой компании мне посоветовали вызвать ГАИ и оформить с ними ДТП. Сказали: «Будет виновник, например дорожная служба, — все выплатим», — продолжает водитель.
Что ж: вызвать ГАИ в такой ситуации — очень хороший совет.
ГАИ — Ремавтодор — ГАИ
— Приехали сотрудники Госавтоинспекции, посмотрели, поулыбались. Я им говорю: «Ребята, я понимаю, что у вас работы хватает и посерьезнее, но мне тоже нужно что-то делать». В итоге дали мне справку о ДТП, причем, как потом выяснилось, без печати. Я с этой справкой приезжаю в Ремавтодор, а мне говорят: «Где печать?» Я назад в ГАИ, в общем, чудом поставили мне эту печать. Возвращаюсь к дорожникам: «Пишите заявление», — рассказал собеседник.
Еще один хороший совет — все общение с официальными органами и организациями вести в письменном виде. Алексей написал заявление и получил на него письменный ответ. В нем два важных момента. Во-первых, Ремавтодор подтвердил, что 20 и 21 апреля проводилось фрезерование улично-дорожной сети улицы Алибегова от улицы Железнодорожной до проспекта Газеты «Правда». «Дорожные знаки о проведении работ были выставлены, а дорожное покрытие в месте проведения фрезерования было чистым», — утверждают в организации.
Во-вторых, заявители указали на то, что гражданская ответственность предприятий, создающих повышенную опасность для окружающих, застрахована. И для получения страхового возмещения водителю предложили обратиться с заявлением в страховую компанию, обслуживающую Ремавтодор.
— Прихожу в страховую, мне говорят, мол, все здорово, и справка из ГАИ есть, и печать — никаких вопросов. Сфотографировали повреждения, я расслабился, жду. И вот приходит ответ: не страховой случай, — разводит руками автовладелец.
А почему не страховой?
Страховая компания указала на то, что не имеет правовых оснований для признания инцидента с Geely Coolray страховым случаем и выплаты страхового возмещения, так как ответственность за повреждение транспортного средства Ремавтодор не несет.
В страховой компании сослались на информацию, предоставленную самим Ремавтодором, о том, что знаки выставлялись, а дорожное покрытие было чистым. Но вместе с тем озвучивается любопытное предположение: «Возможно, неизвестное лицо убрало с проезжей части дорожный блок со знаком для бесперебойного проезда транспортных средств». Ну а раз лицо, которое это сделало (вероятно), неизвестно, то и «установить виновных не представляется возможным».
Кроме того, в страховой обратили внимание на то, что в соответствии с постановлением, предоставленным ГАИ, водитель Geely Coolray хоть и указал, что из-под колес двигавшегося в попутном направлении автомобиля вылетел камень, который и разбил лобовое стекло, все же не уверен в том, что именно за машина это была. То есть и здесь о чьей-то виновности говорить не приходится.
Вдобавок нет данных о нарушении содержания улично-дорожной сети со стороны Ремавтодора, что, пожалуй, имеет определяющее значение. Стекло разбито, а виновник кто? А виновника нет.
Водитель — крайний
Алексей возмущен, и его легко понять.
— Слушайте, ну я же законопослушный гражданин: я плачу все их дорожные сборы, плачу налоги, плачу за страховку. В моей машине разбито стекло — почему никто не несет за это ответственности? Почему я не могу рассчитывать на качественное оказание услуг, за которые плачу: не могу рассчитывать на нормальные дороги, на то, что их как следует отремонтируют и уберут, на то, что страховка что-то значит, — сетует мужчина.
Теперь, пообщавшись со специалистами, автомобилист пришел к выводу, что в его ситуации все должно было случиться несколько иначе.
— Насколько я понимаю, сотрудники ГАИ, которые приехали на вызов, должны были зафиксировать тот факт, что на проезжей части после проведения ремонтных работ находился щебень. И они знали об этом: когда мы оформляли справку, в служебный автомобиль то и дело прилетали камни с дороги. Наверное, мне нужно было указать на это, предупредить, что я собираюсь писать жалобу. Но откуда мне заранее было знать эти тонкости? — рассказал собеседник.
Он написал заявление на имя начальника УГАИ ГУВД с просьбой разобраться в ситуации.
— В страховой прямо заявляют: найдите виновника — мы все выплатим. И моя страховая выплатит при таком раскладе. А как теперь найти виновника? Собираю документы, дождусь ответа из ГАИ, готов к тому, что придется идти в суд. Исход там может быть любой — это я понимаю, но пытаться нужно, — заключает наш читатель.
Знаете, сколько стоит стекло на Coolray?
— Обидно то, что страховая компания сама говорит, что ситуация абсурдная. Для них эти полторы тысячи, что стоит стекло — я узнавал у дилера, — вообще копейки, — говорит напоследок водитель.
— Сколько-сколько стоит стекло на Coolray?
— 1500 рублей. Да и ладно, если бы в наличии было. Куда там! Под заказ, два месяца ждать. Белорусская машина, — горько усмехается Алексей. — Это и кольнуло: стоило бы стекло 100 долларов — плюнул бы и заплатил. А за 1500, да когда ни в чем не виноват — немного меня передернуло.
Что делать сейчас?
О том, какие у Алексея остались варианты, мы спросили юриста Татьяну Ревинскую.
— Учитывая отказ страховой компании, владелец поврежденного авто может обратиться в суд в порядке ст. 933 Гражданского кодекса (п. 1. вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред), — отметила она. — Применительно к конкретной ситуации логично привлечь к участию в деле в качестве ответчиков водителя, из-под колес автомобиля которого, по утверждению героя, вылетел камень, а также организацию, обслуживающую данный участок дороги.
Но в любом случае, по ее словам, причиненный ущерб будет подлежать взысканию с виновного лица.
— Для установления такого лица суд будет оценивать все факторы в совокупности: состояние проезжей части, действия обоих водителей, наличие причинно-следственной связи между фактами и ДТП — и в зависимости от установленного принимать решение, — добавила юрист.