Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«В меню – борщ и пюре»: что ждет первую белоруску на МКС?

04.11.2023 16:14
Общество

Совсем скоро в космос отправится первая белоруска. Бортпроводник-инструктор «Белавиа» Марина Василевская отправится на МКС в марте 2024 года. Что ей там предстоит, рассказал известный космонавт Валерий Токарев. Недавно он посетил Минск для участия в благотворительном теннисном турнире Carrier’s Cup 2023. В свои 70 лет космонавт вышел на корт против молодых спортсменов.

Фото

«Умная, хорошая девушка»

На орбите Валерий Токарев в общей сложности провел 199 суток 15 часов и 5 минут. Чуть-чуть не хватило до 200-дневного личного рекорда. В открытый космос выходил дважды и провел там 11 часов и 1 минуту.

Сейчас он работает в Центре подготовки космонавтов с молодым поколением покорителей космоса. В их числе – бортпроводник-инструктор «Белавиа» Марина Василевская. Первая белоруска полетит с миссией на Международную космическую станцию (МКС). Запуск «Союза МС-25» с белорусской космонавткой запланирован на март 2024 года.

«Умная, очень хорошая девушка. Считаю, что психологически и физически (мы в один спортзал ходим) она уже готова к полёту», – отметил Валерий Токарев и пожелал успехов как лично Марине Василевской, так и всему экипажу. Примечательно, что в его состав вошёл российский космонавт, уроженец Беларуси Олег Новицкий.

Фото

Подготовку по программе участников космического полёта проходит ещё одна белоруска Анастасия Ленкова. Она в числе дублеров. График занятий напряженный – времени до старта осталось всего ничего. Много внимания уделяется техническим вопросам, в частности, изучению систем пилотируемого корабля «Союз МС».

«В космосе бицепсы не важны»

«Космические» нормативы вопреки ожиданиям не выглядят запредельными. Так, кандидатам нужно пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, подтянуться на перекладине не менее 14 раз. А все потому, что на орбите не нужны силачи-супермены. «В космосе бицепсы не важны – важна выносливость. Работаешь в основном руками и головой», – разрушает обывательские стереотипы Валерий Токарев.

Белорусские космонавтки прошли подготовку в условиях невесомости

В тоже время хорошая физическая форма космонавту жизненно необходима. В полётах, особенно длительных, мышцы так или иначе атрофируются. Ноги в принципе перестают выполнять свои привычные функции. Поэтому в расписании космонавта, каким бы плотным оно ни было, 1,5 часа обязательно отводится на тренировки: силовые, с эспандером, на беговой дорожке. Причём на орбите заниматься приходится даже больше, чем на Земле.

Во время подготовки к полёту на тренировки экипажа отводится 2-3 раза в неделю по два часа. Программа разнообразная, включает и занятия в тренажерном зале, и лёгкую атлетику, и игровые виды спорта.

Белорусские космонавтки прошли подготовку в условиях невесомости

Фото

Фото

«В меню на МКС – борщ, супы и пюре, но хочется огурчика»

Живут космонавты по Гринвичскому времени. Распорядок строгий. «7 часов 30 минут отводиться на сон, 20-30 минут на утренний туалет, потом брифинг, работа, обед, опять работа и т.д.», – рассказывает о космической рутине Валерий Токарев.

Работы в космосе действительно много. Полётов у одного человека бывает не слишком много, время на орбите, надо провести максимально эффективно. Но возможность передохнуть, безусловно, есть. Космонавты используют часы досуга на то, чтобы почитать, созвониться с близкими и друзьями. Связь достаточно хорошая, обеспечивается через спутник.

Пожалуй, первое, что приходит на ум, когда разговор заходит о «звёздном» быте – еда в тюбиках. Но в действительности это уже давно в прошлом. «Еда в тюбиках была на заре космонавтики. Сейчас пища в сублимированном виде. Чтобы ее приготовить, нужно добавить горячей воды. Меню вполне «земное»: борщ, супы, пюре – то, к чему привыкли дома. Есть и консервы – мясные, куриные, рыбные. Все достаточно вкусно, но со временем, конечно, приедается. Хочется картошки с огурчиком», – смеётся собеседник.

Фото

Перед полетом – трехнедельный карантин

Перед полётом экипаж отправляется в трехнедельный карантин, чтобы не занести на борт инфекцию. Медиков среди космонавтов, как правило, нет. «Но если полет длительный, то на борту обязательно есть человек, который имеет подготовку уровня среднего медперсонала. Я в свое научился и швы накладывать, и раны обрабатывать, и глаза промывать, и дефибриллятором пользоваться», – вспоминает Валерий Токарев.

Фото

Космический полет – это огромная нагрузка на организм. После возвращения на Землю космонавтам нужна реабилитация. «Вестибулярный аппарат приходит в норму в течение нескольких дней. Когда только прилетаешь, организм все ещё адаптирован к невесомости. Мышечная сила есть, ходить, стоять можешь, но чуть голову повернешь и начинает «вести». Можно упасть», – рассказал собеседник.

В среднем на восстановление космонавтам нужно примерно столько же времени, сколько они пробыли на орбите. Для них реабилитация – не отдых, а продолжение полетной программы, обязательное условие профессионального долголетия.