В столичных школах усилены меры безопасности. Уже с сентября во всех учреждениях общего среднего образования установили турникеты, а детей по утрам встречают взрослые в синей форменной одежде. Профессиональные школьные охранники, бесспорно, ноу-хау этого учебного года. О том, какие обязанности на них возлагаются и как сегодня будет соблюдаться порядок в учебных заведениях, корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с первым заместителем начальника Минского городского управления Департамента охраны МВД Республики Беларусь Иваном Трусевичем.
— Кого могут взять на работу школьным охранником?
— Сегодня фактически любой гражданин может устроиться на работу в качестве сотрудника Департамента охраны МВД. Мы не ставим преград и для тех, кто ранее в школах выполнял функции вахтера. К слову, некоторые из них изъявили желание трудоустроиться к нам. И при соблюдении определенных требований это возможно. В частности, в нормативных актах об охранной деятельности прописаны некоторые требования к потенциальным сотрудникам. Например, медицинские. Кроме того, обращаем внимание, были ли у таких лиц ранее судимости, привлекались ли к административной ответственности. Необходимо исключить попадание в детский коллектив людей, нарушивших закон, особенно если это связано с преступлениями, носящими имущественный характер и совершенными осознанно.
Однако следует понимать: охрана — это не выставление определенного человека, который сразу решит все вопросы. Это комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности. Сегодня это установление турникетов и дополнительного видеонаблюдения, возможность блокирования всех входов, оборудование их сигнализацией и прочее.
— Несмотря на то что минские школы оборудованы видеонаблюдением, потребовалась установка в каждой из них дополнительно еще как минимум двух камер. Для чего?
— Действующая система видеонаблюдения в учреждениях общего среднего образования позволяет хранить информацию на регистраторе, установленном у охранника либо директора. Количество камер, как и качество изображения, в каждой школе разное. Было принято решение установить еще как минимум две камеры, подключенные к Республиканской системе мониторинга общественной безопасности (РСМОБ). В данный момент они есть на многих объектах столицы, в том числе торговли, а также в местах с массовым пребыванием граждан. Программное обеспечение этой системы позволяет осуществлять поиск лиц, находящихся, скажем, в розыске, по имеющимся фото- или видеоизображениям.
Таких людей можно распознать и получить оперативную информацию об их местонахождении. Также благодаря РСМОБ в режиме онлайн осуществляется мониторинг общественной безопасности в том или ином заведении. МВД как пользователь этой системы может подключиться в любой момент и посмотреть, что происходит на объекте. Вскоре такая возможность будет и у всех наших подразделений минского городского управления. Это позволит более качественно выполнять задачу по организации безопасного пребывания детей в школах. Если наш сотрудник, находящийся на посту в учреждении образования, при определенных предпосылках нажимает тревожную кнопку, дежурный подразделения направляет группу задержания для реагирования. А благодаря подключению к РСМОБ оперативно выйдет на конкретную школу и по имеющейся онлайн-картинке определит необходимый порядок действия.
— Насколько такие серьезные меры оправданы в учреждениях образования?
— Мы идем в ногу со временем. Расцениваем все риски угроз, которые просматриваются, например, путем анализа событий в соседних странах. Сегодня необходимо использовать весь потенциал технических и аппаратных средств, человеческий ресурс, чтобы предупредить эти риски, свести их к минимуму. Наша задача — работать на предупреждение нежелательных и чрезвычайных ситуаций, пресекать попытки нарушения законодательства.
— Что входит в должностные обязанности школьных охранников?
— Главный принцип — работать в тесном взаимодействии с коллективом учебного заведения. Совместно с комитетом по образованию разработали инструкцию об осуществлении пропускного режима с учетом специфики каждого конкретного учреждения образования. Комитет предложил также ввести институт дежурных администраторов, в который войдут педагоги, разбирающиеся в психологии детей, знающие коллектив. Они будут следить за обстановкой в школе, контролировать тыльные выходы, передвижение учеников и их взаимоотношения на дворовых площадках, внутри здания. У каждого дежурного педагога предусмотрен радиобрелок — кнопка экстренного вызова наряда. Подавать сигнал тревоги они могут как самостоятельно, так и путем взаимодействия со школьным охранником.
— Детская драка в коридоре. Будут нажимать тревожную кнопку?
— Да. И охранник придет, и приедет группа задержания. Будем сводить подобные конфликты к минимуму. Дети могут проявлять агрессию по отношению друг к другу. Наша задача — сгладить эти моменты, создать в учреждении образования в том числе и психологически комфортную среду.
— Как теперь попасть в школу, если ты не ученик или не учитель?
— Что касается лиц, которые приходят в учреждение образования с дополнительными целями, — для них есть ограничения. Будет ведение журналов посещения, необходимо также разрешение администрации школы. Мы не пропускаем людей, которые будут бесконтрольно передвигаться по зданию. Если пришел посетитель — его встретят: учитель, который пригласил родителей, или дежурный администратор, который проводит, скажем, к директору.
— Типичная ситуация в младшей школе: ребенок в гардеробе потерял шапку или варежки… Пропустите маму для поиска вещей?
— Если родители просят найти в школе потерянную вещь, никто препон чинить не будет. Убедимся, что это действительно мама или папа учащегося, поставим в известность руководство школы. А также сами предложим помощь. Родителям важно понимать: мы отнюдь не стремимся сделать школу учреждением закрытого типа. Она по-прежнему доступна и открыта, но посещение детского объекта происходит по установленным правилам. Наши сотрудники такие же улыбчивые и приветливые люди и всегда рады прийти на помощь.