В уплате транспортного налога предусмотрено несколько льгот (для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан). Не нужно платить за авто, выбывшие из обладания владельца в результате противоправных действий, а также за электрокары (до конца 2025 года). Еще один пласт автомобилистов, освобожденных от платы, — владельцы машин, выпущенных не позднее 1991 года. Почему именно с этого года? Вопросы экологии, возраста владельцев, начала ввоза из-за границы, техсостояния? Читатель Onlíner Михаил не стал гадать и задал вопрос напрямую в МНС.
Изначально, еще в 2020 году, заявлялось, что транспортный налог приходит на смену госпошлины. Ту, в свою очередь, объясняли влиянием машины на покрытие и необходимостью его ремонтировать, обещали направлять деньги от госпошлины в том числе в местные бюджеты на ремонт и реконструкцию дорог. Водители считали госпошлину несправедливой из-за отсутствия привязки к пробегу: ведь чем больше автомобиль ездит, тем больше влияет на покрытие, а ставка была единой для разных типов авто. В итоге привязка к техосмотру привела к массовому игнорированию прохождения процедуры. При введении транспортного налога также было заявлено, что деньги пойдут на ремонт существующих дорог и строительство новых. И при такой цепочке рассуждений вопрос Михаила кажется логичным: неужели автомобили до 1991 г. в. оказывают меньшее влияние на дороги?
Михаил так и сформулировал в своем письме в МНС: «Прошу разъяснить, на чем конкретно основано решение освободить от уплаты транспортного налога ТС до 1991 г. в.?»
Ответ из налоговой для кого-то может показаться неожиданным. Как указано в письме, все дело в национальной налоговой системе, которая была сформирована с 1 января 1992 года.
Ответ Михаила не устроил: «Не вижу связи между формированием национальной налоговой системы Беларуси как независимого государства и годом выпуска авто. Ведь машины выпускались не только в СССР и ввозились в страну далеко не до 1992 г. в. С чем связано освобождение от платы ТС, выпущенных не позднее 1991 года, мне осталось непонятно».