Бизнес по выращиванию улиток Ирина Пилипчук вместе с мужем Олегом начали в 2019 году в нескольких километрах от Бреста. Тогда на всей территории Беларуси был всего один индивидуальный предприниматель, который занимался этим видом улиток. За пять сезонов изменилось многое, фермеров стало больше, но улиточный бизнес все еще продолжает вызывать удивление, пишет Onliner.
На первый взгляд, суть бизнеса очень простая: есть маточное стадо, которое весной запускается в репродукционный зал и там же откладывает икру. Когда малек немного подрастает, его выпускают либо в теплицу, либо сразу на поле — в зависимости от погодных условий. Все лето улитки растут, а в начале осени начинается их массовый сбор. Так за один сезон можно получить продукт, полностью готовый к продаже.
Кстати, с виноградной улиткой такая схема не работает: до половозрелого состояния она растет целых три года. А вот средиземноморские улитки созревают куда быстрее, но в дикой природе в наших условиях не обитают: слишком холодно. Хотя более теплые зимы — тем более в Брестской области — и дают надежду, что ситуация может измениться. Пока же до первых заморозков весь урожай нужно убирать с поля.
В чем еще разница? Считается, что у виноградной улитки более жесткое мясо. А еще она сама выбирает свои маршруты, поэтому вполне может оказаться на поле с химикатами. А вот на фермерские улитки можно ставить печать «Экологически чисто».
По словам Ирины, этим бизнесом они с семьей занялись совершенно случайно: даже не пробовали этот деликатес — не то чтобы искренне его любить. У мужа был бизнес совсем другой направленности, а Ирина работала в университете. Улиточная ферма — инвестиционный проект, разработанный в рамках обучения. И пара начала активно погружаться в тему, идея зацепила.
— Есть крупный рогатый скот, а есть самый мелкий рогатый скот, — шутит Ирина.
В соседних странах к тому моменту уже существовали десятки, а то и сотни улиточных ферм. Этот продукт особенно ценят во Франции, Италии и Испании — ценят настолько, что практически истребили всех улиток. Поэтому сейчас на многих территориях действует запрет на изъятие улиток из дикой природы. А предприимчивые жители других, хоть и более холодных стран предлагают альтернативу — выращивать продукт на фермах.
Как в историях про самые крупные стартапы, первые шаги начали делать в гараже, начав буквально с поштучной покупки улиток. Стало понятно, что все идет по плану, и тогда бизнес-проект оказался в районном исполкоме. Там отнеслись к идее с настороженностью, но решили дать шанс и одобрили бизнес-проект. Так у Ирины и Олега появился участок земли для развития своего дела.
На территории находится бывший сельский клуб, который используют как репродукционный зал и в будущем планируют переделать под агроусадьбу. В процессе работы стало понятно, что у бизнеса есть еще и туристический потенциал. Теперь на ферму можно попасть в рамках театрализованной экскурсии. Этому направлению предприниматели дали отдельное название — «ПилипУли» (от своей фамилии и тех, ради кого сюда и приезжают туристы).
— Наша задача — показать людям, что это не просто съедобно, но еще и вкусно. И полезно. Но нужно время, чтобы сформировалась привычка ставить такую закуску на стол. Не просто один раз продегустировать, а покупать периодически.
Вообще, белорусский потребитель знаком с этим продуктом: один бренд выпускает улитки эскарго уже почти 15 лет. У нас в планах тоже есть запуск в производство продукта высокой степени готовности. Это будет упаковка с 12 улитками под разными соусами — нужно только разогреть в духовке, и можно наслаждаться вкусом, — делится планами Ирина.
После краткого знакомства с историей бизнеса начинаем экскурсию по ферме. Первая точка — зал «любви». Поцелуй улиток длится, между прочим, от двух до восьми часов. Здесь улитки проводят время с конца февраля до начала мая.
Улитки — гермафродиты, поэтому отложить яйца может любая особь. Для этого они забираются в землю через три-четыре дня после «поцелуя». В одном коконе от 80 до 150 икринок — в зависимости от вида. До состояния малька они созревают еще две недели. Время ограничено: если выпустить малька на поле после 1 июня, он просто не успеет дорасти. Поэтому репродукция — самый напряженный период работы.
Кстати, проверяют готовность улитки по губе — уплотнению в основании панциря. Если она твердая, улитку можно употреблять в пищу. На наше появление улитки реагируют полным равнодушием: это ночные животные, которые днем предпочитают спать.
Следующая точка — теплица, место обитания улиток на случай майских заморозков. Улитки не против расширить зону обитания, и сдерживает их солевой барьер, смесь соли и солидола, а на полях — даже электронный пастух. По ночам действует система полива.
После сбора улитка на пять-семь дней погружается в воду, чтобы полностью очиститься. С этого момента кормить ее перестают. А в обычное время улитки едят комбикорм и растительность. В качестве вкусной подкормки — кукуруза, молотая пшеница, кормовой мел.
Отсюда вопрос: ферму нельзя оставить ни на день?
— На самом деле, можно оставить хоть на месяц — улитки будут спокойно жить, питаясь травой. Но без подкормки есть риски, что они могут не успеть окрепнуть в наших природных условиях. А что касается погоды, то пристально следить тоже не нужно. Но любят они, когда тепло и влажно. Главное, чтобы ночная температура не опускалась ниже 14 градусов. Прошлый сентябрь, например, был очень холодный, заставил нас понервничать, — вспоминает Ирина.
Как происходит сбор? Сначала отбирают маточное стадо — самых сильных особей, которые весной смогут дать хорошее потомство. Остальных улиток моют и замораживают. Без какой-либо обработки они могут храниться пять-семь месяцев. Но это невыгодно: со временем улитки будут терять массу, поэтому лучше продавать урожай сразу после сбора. Сейчас масштабы производства фермы — 10 тонн за сезон.
Бренд SnailsEco уже прошел лабораторные испытания и получил сертификат для выхода на европейский рынок. Но для этого нужны еще бо́льшие объемы: чтобы загрузить одну фуру, необходимо 17—18 тонн. Поэтому фермеры подумывают о кооперации с коллегами. Рынок настолько маленький, что ни о какой конкуренции речи не идет.
Пока же улиток продают в Беларуси, России и один раз отправляли самолетом в Армению. Помимо гастрономии, интересное направление бизнеса — сбор муцина для косметологии. Но это совершенно другой уровень сложности.
Хотя и выращивание улиток нельзя назвать простым делом. По словам Ирины, только сейчас они приблизились к окупаемости. Первые три года ферма требовала непрерывных вложений.
— На старте нужно вложить порядка $20 тыс. Необходимо выделить помещение для репродукции, сделать теплицу, оборудовать поля, установить систему полива, купить мойку, сушку, холодильники. А для обработки поля нужны культиватор, трактор, подготовить щиты на лесопилках. Одно цепляется за другое. Поэтому на быструю прибыль рассчитывать точно не стоит. Как и уходить с основной работы — без этой материальной поддержки справиться вряд ли получится.