Без малого двести лет, что Брест стоит на новом месте, от жары горожан спасает старый добрый Мухавец, пишет «Вечерний Брест».
Такой, как мы привыкли, широкой и ровной, река была не всегда. Когда-то русло извивалось, как уж, – это и был первозданный Мухавец. Для судоходства такое никак, и стали спрямлять, копать канал. А былые извивы поросли аиром и камышом, заболотились, превратились в старицу.
Мухавец вдоль Шпановичей (Набережной в районе ЗАГСа и улицы Шевченко) – это всё старица, раскопанная земснарядами в период массового строительства, и только за пристанью – канал в том виде, как был в сороковые-пятидесятые.
На канал и выйти-то можно было лишь около улицы Советской, спускавшейся прямо к Мухавцу, и возле Суворовского моста. Спускаясь с Суворовского, попадали на берег, тянувшийся почти до нынешнего моста с бульвара Шевченко, и дальше почти до Советской шел искусственный правый берег – насыпь, обсаженная ивой, узкая такая дорожка, можно было проехать на велосипеде. Этот берег, укрепленный фашинами, отделял судоходную часть Мухавца от болота. Он был повыше левого, песчаного, повторявшего естественный рельеф, и за ним тянулась узкая полоска суши, на которой росли деревья, в том числе одичавшие плодовые, и кустарники – красная и черная смородина, малина, ежевика – наверное, птицы рассадили. Мальчишки сороковых жили на этих дарах, торча на Мухавце с утра до захода солнца.
На детском пляже они не купались, только на канале. Выплывали на середину и гребли почти до порта. Некоторые на спор стартовали за Суворовским мостом, течение сильное, помогало. Могли и от железнодорожного, но под ним проплыть было нельзя, ведомственная охрана. Там, у железнодорожного, и колючая проволока, ноги пропорешь – еще немцы натянули.
Привычнее было идти с улицы Советской, которая спускалась почти до воды. Чуть левее на тросе ходил паром, переправиться стоило копейки, но у мальчишек денег не было. Скрубивали одежки, скрепляли ремешком и держали над головой, гребли одной рукой. Так добирались на пляжный берег, течение сносило по диагонали метров на двадцать. Занятная ситуация, что пляж не со стороны города, а на противоположной, но там песочек и опять же за перевозку денежка в казну.
Организовать на Мухавце пляж и лодочную станцию предусматривалось планом мероприятий по благоустройству на 1947 год. Повесили это дело на облсовет общества «Спартак», но денег поначалу не дали. Ближе к сезону поняли, что дело на грани срыва, и на заседании исполкома 17 апреля подняли вопрос о выдаче спартаковцам ссуды.
«В связи с крайне тяжелым финансовым положением общества «Спартак» образовалась задолженность рабочим и служащим по зарплате за 4-5 месяцев, а также необходимых затрат на подготовку стадиона и лодочной станции для открытия к 1 мая 1947 года – выдать облсовету общества «Спартак» ссуду на указанные мероприятия в размере 15 тысяч рублей сроком до 1 июля 1947 г.»
А тут еще несчастный случай. 28 мая 1947 года в 11 часов дня на Мухавце во время сдачи норм по плаванию учащимися железнодорожного училища при переплыве реки утонул юноша. Расследование поручили прокурору, а горсовету поручили организовать спасательную службу, дежурство медработников, а также дежурство милиции и военного патрулирования в районе лодочной станции.
В сорок седьмом – два года после войны – спустили решение по всей стране широко провести 20 июля Всесоюзный день физкультурника. Бюро Брестского горкома партии одобрило план, сверстанный начальником городского комитета физкультуры и спорта Бланштейном и областного Яглейским.
«Провести парад и массовые спортивные выступления на стадионе «Спартак».
Подготовить лодочную станцию.
Подготовить стадион.
Обеспечить художественное оформление стадиона и лодочной станции, плакаты, лозунги, портреты (ответственные Грицай, Григорьев – горком комсомола).
Обеспечить радиофикацию стадиона и лодочной станции.
Обеспечить стадион и лодочную станцию буфетами 20 июля.
Выступления боксеров, штангистов (отв. Клоцкий, Власов), гимнастов (отв. Король).
Обеспечить иногороднюю встречу по футболу (отв. Бланштейн).
Обеспечить оформление и пригласительные билеты».
На лодочной станции День физкультурника начинался митингом в 12 часов, а дальше были катание на лодках, соревнования по плаванию и танцы. На стадион «Спартак» действо перемещалось к 16-40 – по дорожкам двигался парад физкультурников. Дальше заполнившие высокую, с козырьком трибуну зрители следили за выступлением штангистов (отв. Клецкий), фехтовальщиков (Любимов), боксеров (Власов), гимнастических групп (Король, Тереня).
За соревнования по легкой атлетике и по рекордам (так значилось в программе) отвечал Яглейский, по баскетболу и волейболу – Беспалко и Платонов, юношеский футбол организовывал Баярский, взрослые – Бланштейн. Закончилось все велогонкой с выбыванием, в которой участвовали в основном воспитанники Николая Дранько.
Непосредственно до пляжа дошли руки в следующем, 1948 году. Горисполком пришел к выводу, что у лодочной станции ДСО «Спартак» «есть все возможности для обеспечения культурного отдыха трудящихся города. Имеется хорошее место для пляжа на левом берегу реки Мухавец, место для устройства плавательного бассейна и вышки, хорошее помещение лодочной станции. Но все это не благоустроено, не оборудовано и находится в запущенном состоянии, несмотря на то что для купания сезон в самом разгаре. В настоящее время на лодочной станции ДСО «Спартак» нет ни одной лодки на ходу, нет плавательного бассейна и вышки».
О том, что из этого получилось, – в следующей главе.