Где в Бресте можно сэкономить деньги

В России бензин продают ниже себестоимости, увидят ли его в Беларуси?

21.04.2020 21:01
Экономика

Падение стоимости нефти привело к тому, что на российском рынке бензин продается производителями в убыток. Можно ли будет на белорусских АЗС заправиться дешевым бензином из России, разбирался Sputnik.

Автозаправка

Стоимость автомобильного бензина за прошедшую неделю на международной товарной бирже в Санкт-Петербурге снизилась на 11%. Вчера тонна АИ-92 продавалась за 35,77 тысячи российских рублей за тонну.

В настоящее время нефтяные компании должны платить в бюджет акциз на топливо, но есть еще и специальная выплата, призванная поддерживать цены на рынке, – демпфер.

Эксперты независимого агентства "Аналитика товарных рынков" подсчитали, что при такой цене общая сумма перечислений в казну составит 38,07 тысячи российских рублей за тонну. Это сулит чистый убыток при продаже топлива.

Как работает демпфер

Раньше механизм демпфера работал на производителей топлива, а теперь он многократно вырос со 100 российский рублей за тонну до 17 тысяч российских рублей. Получается, если за границей топливо становится дорогим, из государственной казны идут перечисления компаниям, чтобы те не поднимали цены внутри страны. Когда ситуация разворачивается зеркально, уже компании платят в бюджет.

В России стоимость топлива рассчитывается не от сформированной на рынке цены, а от установленной правительством. В этом году получилось, что власти установили планку на уровне в 53,6 тысячи российских рублей за тонну, что гораздо выше фактической.

Резкий подъем связан с желанием Минфина России смягчить эффект обнуления вывозных пошлин и снижения доходов от налога на добычу полезных ископаемых (налоговый маневр – Sputnik). При том, что сейчас Urals торгуется в среднем в районе 15 долларов за баррель. Беларусь вообще получает ее по цене около 4 долларов за "бочку".

Беларусь заполняет хранилища

Ранее белорусский президент Александр Лукашенко обратил внимание чиновников на конъюнктуру на нефтяном рынке и предложил заполнить готовыми нефтепродуктами все возможные хранилища в республике.

В связи с этим он задал вопрос, какие объемы готовых нефтепродуктов можно хранить в имеющихся специальных топливных хранилищах.

"Надо мобилизоваться, надо знать, сколько сможем хранить в хозяйствах топлива, сколько на базах – в районах, областях. Надо купить нефтепродукты и заполнить хранилища", – поручил глава государства.

Нас не зальет российский бензин

В Беларуси с 1 марта по президентскому указу в четыре раза повысили ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Ставка акциза на бензин (АИ-92) выросла до 1924,32 рубля за тонну, а на бензин класса 5 (АИ-95 и выше) — до 1194,36 рубля за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо (ниже Евро-5) выросла до 932,2 рубля за тонну, а на дизель высшего класса (Евро-5) — до 737,32 рубля за тонну.

При этом белорусские власти предусмотрели понижающий коэффициент 0,25, но он касается только произведенного в нашей стране топлива. Так получился настоящий "забор" перед дешевым бензином из-за рубежа.

Таким элегантным путем мы приходим к тому, что данному требованию в стране соответствуют только нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре.

Реинкарнация давальческой схемы

В этом году российские компании, реализующие топливо в Беларуси, жаловались на его нехватку для своих автозаправочных станций. В концерне "Белнефтехим", тем не менее, утверждали, что отгружают сырье всем без исключения.

"Здесь есть два варианта: либо с увеличенным акцизом напрямую поставлять бензин, либо работать по давальческой схеме и получать топливо от наших НПЗ", – пояснил пресс-секретарь концерна Александр Тищенко.

Действие понижающего коэффициента распространяется на топливо российских компаний в том случае, если оно произведено в Мозыре или Новополоцке из поставленной из России нефти.

Получается, что избыточные объемы бензина на российском рынке не потекут тонким ручейком на белорусские АЗС. Власти успели еще в марте поставить надежный заслон от дешевого бензина для белорусов.

Давальческая схема концерна "Белнефтехим" представляет собой пропорцию 80 на 20. Например, российская компания поставляет 1 миллион тонн черного золота, из которых 800 тысяч тонн без уплаты премии приобретает НПЗ, а 200 тысяч перерабатываются в топливо с оплатой данной услуги.

Тем временем в Беларуси с начала года цены на автомобильное топливо менялись уже одиннадцать раз на привычную копейку и только дважды – в сторону уменьшения.

Источник: Sputnik Беларусь
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0