В декабре 2023-го белорус купил на авторынке в Ждановичах подержанный автомобиль. Как это часто бывает, при первичном осмотре машина не вызвала у мужчины подозрений, ну а после... оказалась полна сюрпризов! Помимо технических нюансов, обнаружились вопросы с годом выпуска. Вроде бы наш читатель покупал минивэн 2011 г. в. (в техпаспорте так и было указано!). Вот только после постановки на учёт в ГАИ в родном Кричеве выяснилось, что Citroen произвели в 2010-м! Как такое может произойти?
Журналисты av.by выслушали историю белоруса, попытались отыскать реального продавца, а также пообщались с юристом.
«Время было позднее, авторынок закрывался...»
Итак, в последних числах декабря Владимир приобрёл Citroen C4 Grand Picasso на рынке в Ждановичах. Сам мужчина из Кричева. Объявление о продаже машины он нашёл в базе av.by; согласовав осмотр с продавцом, приехал в столицу. Мужчину заверили, что авто в прекрасном техническом состоянии. Французский минивэн уже стоял на транзитных номерах, а в техпаспорте и объявлении значился именно 2011 год выпуска. И тому есть подтверждение:
— В описании указали, что автомобиль «без пробега по РБ, полностью обслужен и готов к эксплуатации».
— Время уже было позднее, авторынок закрывался, поэтому детально изучать машину особо возможности не имелось, — рассказывает покупатель. — Продавец утверждал, что Citroen без ошибок, только недавно проводили компьютерную диагностику. Под капотом — надёжный 8-клапанный (!) дизельный двигатель... В общем, по всем статьям добротный, досмотренный и ухоженный автомобиль. Я поверил на слово, заключил договор, и мы на месте оформили сделку.
Вот только вскоре после покупки Владимир обнаружил первые проблемы с «досмотренным и ухоженным авто без пробега по РБ»:
— Масло полилось из турбины! Выскочила ошибка по EGR, и проявилась течь форсунок. Более того, на СТО выяснилось, что и двигатель вовсе не 8-клапанный, а 16-клапанный! — возмущается читатель. — Цифра 16 и на крышке мотора написана, да я как-то не обратил на это внимания... Говорю же, время было позднее, рынок закрывался!
Однако самое неприятное, по словам собеседника, обнаружилось, когда он поехал ставить «француза» на учёт в ГАИ.
— Инспектор осмотрел машину и сказал, что по VIN она 2010 года выпуска. Как же так? В документах везде указан 2011-й! И как тогда её растаможивали? Как летом 2023-го поставили на учёт? На мои вопросы сотрудник местного МРЭО ничего не ответил. Говорит, год выпуска — ненастоящий! Всё на этом. И Citroen на учёт может поставить только 2010-м!
Разумеется, вопросов у Владимира осталось много. Сразу он попытался найти бывшего владельца — Игоря Валентиновича из Слуцка:
— Я позвонил в «Автосалон № 7» в Ждановичах, где покупал авто и составлял договор купли-продажи. Мне дали телефон этого Игоря Валентиновича. Набирал его сотню раз, наверное, а абонент недоступен! Номера нет ни в одной соцсети, не уверен, что он вообще существует. В автосалоне разводят руками. Мол, все вопросы с годом выпуска решать надо в МРЭО, а по состоянию авто — разговаривать с реальным продавцом! Они — просто стоянка. И как бы уже не при делах, — не скрывая досады в голосе, рассказывает Владимир из Кричева.
«У нас не салон, а стоянка!»
Журналисты av.by также связались с «Автосалоном № 7» на рынке в Ждановичах. Услышали практически то же самое:
— Девушка, у нас не салон, а стоянка! У нас тут 250 машин. Люди приезжают, постояли полчаса и уехали. Мы-то здесь при чём? Мне звонил этот парень (покупатель Citroen. — Прим. авт.), рассказывал, что ему написали в техпаспорте не тот год при постановке на учёт! Ну так пускай в МРЭО между собой разбираются, какой год поставить! Я же не ГАИ! Годы выпуска не устанавливаю, — эмоционально высказался мужчина.
Странно, конечно, получается, но «Автосалон № 7» и у нас на сайте отмечен как компания, а не просто стоянка. В перечень услуг, помимо прочего, входит «продажа проверенных подержанных автомобилей». Есть у нас в редакции и копия акта приёма-передачи Citroen C4 Grand Picasso. Правда, там указаны реквизиты вовсе не этой минской площадки...
Найти настоящего продавца ни нам, ни Владимиру пока не удалось. Но автовладелец предполагает, что машина оформлена на льготника: именно его данные указаны в документах!
Юрист: «Покупателю необходимо начать с претензии в адрес продавца»
А мог ли покупатель сразу узнать о разных годах выпуска автомобиля? Что должно было насторожить будущего собственника авто и можно ли сейчас изменить ситуацию? С просьбой прокомментировать данную историю мы обратились к юристу Ивану Сергеевичу Райкевичу.
— Когда мы говорим о сделке между физическими лицами по купле-продаже транспортных средств, Закон «О защите прав потребителей» мы применить не можем, остаётся только уповать на Гражданский кодекс Республики Беларусь. Так, согласно п. 1 ст. 426, пп. 1, 2 ст. 439 Гражданского кодекса Республики Беларусь, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи в том числе и по качественным показателям. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
— Статья 445 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
— В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
В нашем случае возникает проблема с тем, как доказать, какие недостатки автомобиля были указаны, а какие — нет. Каким образом человек станет подобное доказывать, сложно сказать. Это могут быть свидетельские показания, копии объявления о купле-продаже автомобиля и т. д.
— В любом случае, если покупатель хочет расторгнуть договор купли-продажи и вернуть автомобиль продавцу, ему необходимо начать с претензии в адрес самого продавца с конкретными требованиями. Реквизиты для направления претензии содержатся в договоре.
В зависимости от ответа на претензию (либо при отсутствии ответа) покупателю лучше обратиться к адвокату для представления его интересов в суде. Чтобы не попасть в такую ситуацию, совет только один — проверять автомобиль при покупке на специализированных СТО, — говорит юрист Иван Райкевич.
Что в итоге?
Узнав от юриста, что в первую очередь необходимо найти продавца, мы снова позвонили в «Автосалон № 7». Ведь понять, куда ведут все нити, можно только благодаря им! Там в очередной раз ответили, что они не являются продавцами, но пообещали помочь с поиском контактов предыдущего собственника.
А потом... сотрудник автосалона предложил владельцу вернуть им автомобиль!
— Если его не устраивает техническое состояние, то мы заберём машину! Так и передайте вашему читателю, — заявил нам представитель площадки в Ждановичах.
При этом мужчина подчеркнул: ответственность за год выпуска они не несут — данные вопросы необходимо адресовать непосредственно МРЭО, где авто в первый раз ставили на учёт.
Естественно, мы сразу попытались обратиться в МРЭО в Кричеве. Но в субботний день никто на телефонные звонки не отвечал. Как только мы получим компетентный комментарий, мы опубликуем его здесь. Тем временем с нами снова связался горемычный владелец «Ситроена»:
— Мы договорились с автосалоном, что они компенсируют ремонт автомобиля. Гнать его снова в Минск мне не хочется. Да и возможности такой нет. За эти несколько дней накрылось ещё и сцепление! — рассказал собеседник. — К тому же в эту машину я уже немало вложил: и ремонт, и документы стоят денег! Конечно, неприятно, что так вышло с годом выпуска. Минимум 1 000 долларов точно потеряю, если захочу её перепродать! Да и сумму в договоре занизил (20 000 рублей. — Прим. авт.). Теперь всех средств не вернуть... Но урок я для себя вынес: в следующий раз буду тщательнее подходить к выбору авто.
Точно неизвестно, оставит этот Citroen C4 Grand Picasso себе Владимир или нет, однако в одном из тематических пабликов в соцсетях мы обнаружили вот такую свежую публикацию с тем самым автомобилем.
Как говорится, выводы сделает каждый сам.