Сегодня поговорим о российском зерноуборочном комбайне RSM 161. Для этого мы отправились на поля одного из крупнейших производителей мясной продукции — ЗАО «Агрокомбинат «Заря».
В Могилёвской области, куда мы приехали с сотрудницей компании «Передовые Агро Технологии» (официальный дилер Ростсельмаш и Horsch в РБ), работает комбайн RSM 161. Каково механизатору ездить на такой машине и чем она примечательна — узнаете в этом материале.
А в центре — Cummins на 360 лошадиных сил!
Общаясь с аграриями, выясняем, что RSM 161 предназначен для уборки всех традиционных зерновых культур: колосовых, бобовых, масличных, крупяных и пропашных.
— Это, не побоюсь такого слова, эффективная машина с производительностью до 36 тонн в час основного времени, способная обработать за сезон до 2 000 гектаров! — рассказывает Евгений Михайлович, заместитель директора ЗАО «Агрокомбинат «Заря».
— Расскажите подробнее о том, как устроена система обмолота.
— В этом комбайне она представлена устройством Tetra Processor, которое обладает гибкой декой с электронным регулированием зазоров на всём протяжении. Огромная площадь обмолота (3,3 кв. м) и сепарации (суммарно 9,4 кв. м) обеспечивает интенсивный процесс сепарации с минимальным травмированием зерна и соломы, в том числе на самых сложных агрофонах.
Стоимость комбайна RSM 161 — 1 300 000 белорусских рублей (около 400 тыс. долларов)
— Система обмолота построена с применением барабана диаметром 800 мм, гарантирующего стабильный и деликатный обмолот без потерь. Сепаратор диаметром 750 мм способствует движению хлебной массы по плавной траектории. Ширина устройства — 1 650 мм, что позволяет достигать производительности комбайна до 36 т/ч.
— А почему на машине мы видим лейбл Versatile, а не «Ростсельмаш»?
— Изначально этот комбайн предназначался для экспорта в другую страну, а потом так вышло, что приехал в Беларусь. Внутри и снаружи всё одинаковое, просто названия разные.
— Когда мы подъезжали к полю, вы упоминали про инновационную систему очистки OptiFlow. Как она устроена?
— Для очистки зерна от вороха применяется двухкаскадная система OptiFlow с запатентованной подвеской решёт площадью 7,1 кв. м. Мощный оптимизированный воздушный поток, большая высота перепада и пальцевая решётка на стрясной доске и дополнительном решете значительно улучшают процесс очистки.
— В системе используется двухпоточный турбинный шестисекционный вентилятор, частота вращения которого регулируется из кабины и отображается на панели управления. Очистка решёт и компонентов удобна, настройка решёт проводится быстро — механизатором из кабины, — объясняет Евгений Михайлович.
Продвигаемся с сотрудником по полю вперёд, обсуждая сердце комбайна — 6-цилиндровый двигатель Cummins мощностью 360 л. с. Евгений Михайлович рассказывает, что у данного силового агрегата большой запас крутящего момента (около 37%), простая конструкция. Низкие затраты на обслуживание в сочетании с высокой экономичностью гарантируют долгую надёжную работу.
Пара слов о техническом обслуживании
В первые 100 мото-часов у «161-й» модели производится замена масла в двигателе и масляного фильтра, масла в РОМ, масла в коробке диапазонов и в бортовых редукторах ведущего моста (стоимость с учётом выезда и работ — около 3 950 белорусских рублей).
На 250 мото-часах механизатор полностью обслуживает все смазываемые узлы комбайна специальной смазкой. Представители компании поясняют, что смазка — простая задача, обычно на это мероприятие специалисты не выезжают — больше времени уходит только на дорогу.
Каждые 500 мото-часов осуществляется всё то же, что и при ТО на 100 и 250 м/ч, но без замены масла в коробке диапазонов и бортовых редукторах, а также обновляются топливные, воздушные фильтры, фильтры гидравлики и гидравлическое масло, масло в редукторах загрузочного и вертикального шнеков. Стоимость — примерно 7 650 рублей.
И при самом большом ТО на 1 000 м/ч (после длительного зимнего хранения) меняется всё! Цена — около 8 100 белорусских рублей.
«Работаю в сельском хозяйстве с 2004 года!»
— Передаю вас в руки механизатору Сергею! Обязательно спросите у него про кабину Luxury Cab с информационной системой Adviser IV, — с улыбкой подсказывает Евгений Михайлович.
— Что вам такого рассказать про кабину, чего вы сами не знаете? — интересуется оператор агромашины.
— Для начала — какие у неё размеры?
— Знаю, что новая кабина почти в полтора раза больше, чем предыдущая (Comfort Cab II). Объём — более 4 куб. м, ширина — свыше 2 м, а площадь остекления — более 5 кв. м! Из дополнительных плюсов сразу же могу выделить систему климат-контроля, шумоизоляцию, систему подвески кабины, радио.
— Также мне нравится кресло с пневматической подвеской: оно комфортное и удобное! Зеркала заднего вида, кстати, с электрорегулировкой и обогревом. А холодильный отсек вполне вместительный. В целом кабина меня полностью устраивает.
— Что можете сообщить про бункер комбайна?
— На этой модели установлен бункер с вибропобудителями и улучшенной схемой выгрузки в транспорт с высотой бортов более 4 м. Объём бункера — 10 500 литров, он позволяет увеличить эффективность работы путём снижения количества циклов разгрузки.
— Скорость выгрузки составляет 110 л/с, то есть полный бункер опустошается за 2 минуты. Можно легко выгружать зерно в любые грузовые машины и прицепы, работая с жатками шириной до 12 м. Для экономии топлива при выгрузке привод молотилки отключается.
— А что здесь за жатка? Тоже какая-то новая разработка?
— Длина конкретно этой (Power Stream) — семь метров. Но на RSM 161 можно навесить ещё и девятиметровую!
— Применение данной жатки в совокупности с оригинальным режущим аппаратом, имеющим привод на основе планетарного редуктора, сокращает потери зерна из-за осыпания и гарантирует уверенную равномерную подачу вне зависимости от условий работы. Гидропривод мотовила с функцией синхропривода автоматически изменяет обороты мотовила в зависимости от скорости движения комбайна.
— Как давно работаете механизатором?
— С 2004-го где-то... А в этом хозяйстве уже третий год. Вот как вы думаете, работа механизатором — сезонная или постоянная?
— Многие комбайнёры говорили, что сезонная...
— А я целый год при деле! Летом — это и так понятно. Прямо сейчас видите, чем я ежедневно занят. А зимой — подготавливаю технику к весне, ремонтирую агрегаты и посевные комплексы.
— И на каких машинах удалось поездить?
— Через мои руки прошли и многие модели МТЗ, и «КИРОВЕЦ», и Ростсельмаш-3485. Что касается комбайнов, то молотил на «Дон-1500», «Палессе GS12A1»…
— А чем управлять интереснее: трактором или комбайном?
— Учитывая, что я с 18 лет работаю механизатором (Сергею 42 года. — Прим. авт.), скажу, что и то и другое нравится. Каждая машина приносит особые эмоции! Здорово, когда есть возможность попробовать разную технику в поле. Это помогает не скучать.
— Ну и как вам RSM 161 в сравнении, к примеру, с нашим «Палессе GS12A1»?
— Тут вам ни один комбайнёр правды не скажет! Все комбайны хороши по-своему... И в каждом есть свои плюсы и минусы.
— А если говорить конкретно о достоинствах RSM 161?
— Ой, плюсов у него много! Отвечу коротко: комбайн классный и в поле очень эффективный. Подробнее расскажу про шестиклавишный соломотряс c общей площадью 6,1 кв. м и про автономное домолачивающее устройство…
— Эти приспособления предназначены для того, чтобы урожай был убран с минимальными потерями! Амплитуда колебаний клавиш подобрана таким образом, что обеспечивается максимальная степень сепарации зерна из вороха. Это ли не плюс для хозяйства?
**
Благодарим Сергея за то, что уделил нам время и прокатил на огромной машине. Но время прощаться! Идём к окраине поля, где вновь встречаем Евгения Михайловича.
— Для нашего хозяйства комбайн RSM 161 — это не просто машина, а настоящая верность и надёжность в мире аграрных технологий, — говорит собеседник. — Он воплощает в себе идеальное сочетание инноваций и высоких стандартов качества, обеспечивая эффективность и производительность на каждом гектаре поля!