Брест не сегодня стал городом с активным велодвижением. Еще 30 лет назад первый шаг, чтобы сплотить единомышленников и больших энтузиастов велотуризма, сделал Валентин Болденко, известный в нашем городе общественник, художник, любитель зимнего плавания, пишет «Вечерний Брест».
С Валентином Васильевичем встретились после его финиша на втором городском фестивале зимнего плавания. За чашкой чая вспомнили события 30-летней давности.
…В начале 1992 года в независимой Беларуси перестали существовать спортивные и туристические клубы и общества.
– К этому времени в Бресте закрылся областной туристический клуб, государственные велоклубы оставались в пединституте и БИСИ, но они объединяли лишь студенческую молодежь. А у меня было желание создать в Бресте общественный клуб для велосипедного туризма. Нормативную базу для создания общественных объединений такого плана еще не приняли, а в налоговой инспекции посоветовали открыть производственно-туристическую фирму. Летом 1992 года я зарегистрировал и назвал такую фирму – «Клуб велотуризма и путешествий», или сокращенно ПТф «Клуб ВТиП».
В Уставе было прописано, что клуб имеет право производить сувениры и оказывать туристические услуги. Несколько лет просуществовал такой симбиоз производства и организации путешествий.
В то время мне приходилось ухаживать за отцом, инвалидом. Чтобы передвигаться с ним по городу, сконструировал специальное прицепное устройство на велотяге. В Доме ветеранов и инвалидов на Гродненской, 6 скоро узнали о такой возможности путешествовать, и некоторые постояльцы учреждения заинтересовались. Я их, что называется, выкатывал.
А позже познакомился с Иваном Шмыгой, который работал по направлению реабилитации инвалидов в областной структуре Белорусского общества инвалидов. Мы друг друга поняли с первого взгляда.
Я ему говорю: «Ваня, я все-таки катаюсь с инвалидами, может, у тебя кто-то есть из желающих присоединиться? Я и программу могу сделать, и печать поставить, и к властям обратиться официально за поддержкой». Он мне отвечает: «Валентин, а как их расшевелить, все же в основном сидят “по норам”».
Надо сказать, что Иван сам был большим любителем велодвижения, а на стене в его кабинете на тот момент оказался свежий плакат о международном веломарафоне, который организовали двое мозырян при поддержке Мозырского НПЗ и польских партнеров к 10-й годовщине аварии на ЧАЭС. В нем участвовали белорусы, украинцы, россияне и поляки. Маршрут был построен так, что участники двигались от области к области.
Я Ивану говорю: «Смотри. Они сейчас в Гродно. Давай встретим их, соберем команду небольшую с участием инвалидов. Сам же ездишь, значит, один участник есть».
Я тогда пригласил в команду Володю Кудравца, тренера по велоспорту, Болеслава Дужика, ныне директора СДЮШОР №2 Бреста, художника Пашу Рябова, еще нескольких человек. Сделал два прицепных устройства для инвалидов. А еще к команде подключились две колясочницы: Наталья Курепина и Ирина Мохова. И мы пустились в пятидневный марафон длиной в 500 километров по маршруту Брест – Столин – Мозырь.
Такими были первые шаги организованного велодвижения в Бресте, которые затем привели к созданию БОМОО «Инвалиды и среда» и велоклуба трех возрастов «РаДея».
«РаДея» сегодня
Велоклуб «РаДея» недавно подводил итоги. Оказалось, что в 2021 году было организовано 34 велопохода. В сентябре был совершен один из самых дальних в сезоне велотуров в Ганцевичи за 310 км от Бреста. Здесь участники смогли протестировать экомаршруты и совершили однодневный велопоход на водохранилище Локтыши, в общей сложности преодолели более 70 км.
Есть в клубе и настоящие рекордсмены. Более 4000 километров в 2021 году проехал его участник Денис Бойко из Бреста.
– Побил свое достижение 2020 года, когда суммарный велопробег у меня составил 3700 км, – рассказал велолюбитель. – Запомнились три похода организованные велоклубом «РаДея», один с инициативой «BikeBrest». Самая дальняя велопоездка случилась во время участия в VIII Епархиальном Афанасьевском велопробеге, она составила 156 километров.