В редакцию Onlíner обратилась читательница Надежда. Она рассказала, что оказалась в неприятной ситуации на трассе М1 (Брест — Минск — граница России): автомобиль попал в яму, было повреждено колесо. На место водитель вызвала ГАИ, получила справку, однако в страховой компании в компенсации отказали.
Происшествие случилось 7 февраля.
— Я ехала в направлении Борисова, и на 426-м км трассы М1 угораздило меня попасть колесом в яму, — рассказала нам Надежда. — Покрышка, диск и колпак, к сожалению, пришли в негодность.
Водитель вызвала на место ГАИ.
— Прибывший экипаж ГАИ зафиксировал ДТП и любезно выдал справку для обращения в страховую, указав, что я должна обратиться именно в свою страховую компанию (трасса М1, как оказалось, также застрахована). Потратив на все про все порядка двух часов, я с легким сердцем отправилась по своим делам, — отметила Надежда. — Спустя несколько дней я обратилась в страховую компанию, чтобы написать заявление для оформления страхового случая. Каково же было мое удивление, когда работник компании отказал мне в принятии заявления, объяснив это тем, что данный случай не является страховым и не подпадает под определение ДТП, ссылаясь на договор ОСГО.
Что делать водителю в такой ситуации?
Для точности формулировок все же напомним, что с точки зрения правил дорожного движения является дорожно-транспортным происшествием. Соответствующее определение дается в п. 2.18 ПДД: дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.
У нас есть механическое транспортное средство, оно находилось в движении, и был причинен вред имуществу физического лица. То есть мы все же говорим о ДТП.
Остается посетовать, что у водителя не оформлено страхование каско. С ним было бы проще.
Нам же придется вспомнить, что предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объект такого страхования — имущественные интересы, связанные с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий. Соответственно, страховой случай по ОСГО — факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия. Но речь о вреде, причиненном третьим лицам в результате ДТП, виновником которого является страхователь.
Выходит, за поврежденное колесо не с кого спрашивать? Не совсем. Яма на дороге — это не норма, и за состояние проезжей части также есть ответственные.
Юристы не раз отмечали, что, если действовать правильно, компенсацию в подобных случаях взыскать можно. Но нужно обращаться не в свою страховую компанию (если речь не о КАСКО, конечно), а в организацию, в ведении которой находится конкретный участок дороги. Для того чтобы подготовить требования, следует в первую очередь зафиксировать повреждения, нанесенные автомобилю, время и место, где произошел инцидент, сфотографировать яму, куда наехала машина. Самый верный способ в такой ситуации — вызвать ГАИ, что и сделала наша читательница.
После этого следует провести оценку повреждений, полученных авто. И затем обратиться с претензией к ответственной организации с требованием возместить полученный ущерб. Если последует отказ, автовладелец имеет право добиваться выплаты через суд.
Также мы напоминали порядок действий для тех, кто страхуется по КАСКО. Практически у всех страховых в правилах указано, что повреждения только колес (шин и дисков) без иных повреждений не являются страховым случаем. Поэтому даже с полисом КАСКО рабочим может остаться только вариант получения возмещения по страховке дорожников.
При наличии КАСКО необходимо включить в акт осмотра фразу «диагностика подвески и углов установки колес» — можно пожаловаться, что автомобиль после ДТП тянет в сторону. После аварии обязательно следует заехать на развал-схождение и проверить углы установки колес. Регулировать их ни в коем случае не надо, только получить данные диагностики. Должно быть написано что-то в стиле «углы установки колес нарушены». Это нужно для того, чтобы случай был признан страховым на 100 процентов (исходя из указанного выше). Для страховых нарушение развал-схождения (углов установки колес) — это как раз и есть «иное повреждение». Если после наезда на яму есть иные повреждения — например, поцарапан порог или бампер, — с проверкой развала можно и повременить. Но лучше все же сделать.
Часто страховые отправляют диск в ремонт. Диски действительно можно поровнять. Но всегда лучше замена. Поэтому во время осмотра повреждений оценщиком обязательно нужно требовать, чтобы в акт осмотра включили «проверку диска». После осмотра можно отправиться к дилеру и просить проверить колесный диск. Если диск кривой, то в заказе-наряде будет указано «осевые биения диска, требуется замена». С этим заключением стоит вернуться в страховую и написать заявление о приобщении к материалам дела этого заключения. После этого страховая обязана будет посчитать замену диска, так как согласно правилам определения размера вреда восстановительный ремонт — это ремонт в соответствии с технологией завода-изготовителя.