Когда цены на обслуживание автомобиля устремляются в небо, обязательно хочется на чем-нибудь сэкономить, ведь помимо замены "расходников" машину необходимо еще и заправлять. И если с дизельными автомобилями все более-менее понятно, то с бензиновыми сократить расходы можно за счет перевода двигателя на газ. Так ли это актуально?
Если вкратце, то все еще да. При условии, что на руках есть сумма для первоначальной установки необходимого комплекта, а автомобиль планируется использовать если не активно, то хотя бы не один год. Еще в феврале окупаемость оборудования в городских условиях составляла около 18 тыс. км, сейчас нужный пробег приближается уже примерно к 25 тысячам. Но газ в авто – это в любом случае не о выгоде здесь и сейчас.
"Цены на ГБО зависят только от курса"
"Стоимость установки ГБО напрямую зависит от курса белорусского рубля по отношению к доллару и евро, – объясняет Олег Лагунов из Layada Service. – Цены на само оборудование в Европе не выросли, но белорусские потребители вынуждены платить больше именно за счет курсов. Изменение цен напрямую зависит от них, какие-то увеличенные курсы и издержки в стоимость не закладываются, все честно.
Стоимость работ по установке формировалась в белорусских рублях. Так оно было, так оно есть и сейчас – нормо-час не дорожал. Условно говоря, как стоили работы 300 рублей, так и остались на том же уровне. Нам нужна работа, автомобилистам нужно ГБО, поэтому цены не "гнем".
Если говорить о ценах в принципе, то установка пропана на какой-нибудь Volkswagen Polo обойдется примерно в 1500-1600 рублей. Это будет хорошее ГБО из Европы, с которым можно не переживать за последующую эксплуатацию авто. Обслуживание в дальнейшем недорогое: замена фильтра обойдется в 14 рублей вместе с работой, но опять же из-за небольшого подорожания самих "расходников" – раньше получалось что-то около 12 рублей.
С поставками запчастей пока проблем не было. На несколько месяцев работы их хватит наверняка. Возможно, в будущем что-то и пропадет, но эти проблемы будут решаться по мере их наступления. К сожалению, ничего с этим не сделаешь – мир сейчас такой.
Но люди продолжают устанавливать ГБО. Спрос по нашему предприятию остается на прежнем уровне. Что точно изменилось – это подход к выбору оборудования. Люди начали понимать разницу между "китаем" и "оригиналом". В Китае попытались скопировать европейское оборудование, но получилось у них посредственно.
ГБО с китайскими комплектующими позволит сэкономить долларов 40, но люди потом с ним откровенно мучаются. С нормальным же оборудованием можно проезжать и 300 тысяч километров без каких-либо проблем".
"Покупательная способность снизилась, люди затаились"
"Стоимость ГБО всегда зависела от доллара и евро. В долларах все осталось на прежнем уровне, в белорусских рублях, понятно, заметно выросло. Цены на сами работы всегда считались в рублях. Они если и подросли, то совсем немного, – говорит индивидуальный предприниматель Андрей. – Экономия для конечного потребителя на данный момент возможна только за счет оборудования. Те же баллоны можно еще приобрести белорусского производства. Другое оборудование по соотношению цены и качества лучше выбирать импортное.
Китайские запчасти я не ставлю и другим не советую. Там используются старые наработки, которые уступают современному европейскому качеству. Например, форсунки могут просто не обеспечивать необходимую производительность. Экономия в 15-20 долларов того определенно не стоит. Но китайские запчасти все еще есть на рынке. Из-за конкуренции сервисы пытаются снизить общий чек на установку ГБО, поэтому в отдельных случаях могут установить китайские запчасти, даже без согласования с клиентом.
Цены на комплект нормального ГБО для тех же бюджетных авто вроде Polo начинаются примерно от 400 долларов – тогда и редуктор, и форсунки будут из Италии или Польши. Если нужно что-то подороже, вроде блока управления, тогда можно говорить о 450-500 долларах. Это будет проверенный комплект, с которым можно будет рассчитывать на отличное качество работы. Закупками самих запчастей я не занимаюсь, но пока с их доступностью проблем не наблюдается. Как будет дальше – неизвестно.
Рынок по моим ощущениям просел. Спад я начал ощущать в январе, наверное, он будет еще больше. Во-первых, снизилась покупательная способность, люди затаились, как это бывает в подобных ситуациях. Во-вторых, сами автомобили больше нормально не производятся и не продаются в лизинг или кредит. В Беларуси будет дефицит "бюджетников", которые являются основой парка такси, поэтому и потребность в ГБО снизится. Возможно, увеличится спрос за счет вторичного рынка, но пока активности не наблюдается.
Будет ли хватать денег на бензин – вот в чем вопрос. Те, кто ездит много или просто имеет ограниченный бюджет, нередко приходят к установке ГБО. Пропан по отношению к АИ-95 всегда стоил что-то около 52 процентов. Сейчас этот разрыв немного сократился, но экономия все равно будет чувствоваться с увеличением пробега”.