Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Вот так цены! Сколько стоили «Пассаты» и «бочки» в начале 2000-х в Беларуси

22.02.2022 01:42
Транспорт

Недавно в редакцию обратился читатель Артемий. У него обнаружилась запылившаяся подшивка газет с объявлениями о продаже подержанных автомобилей из середины двухтысячных. Вместе мы полистали пожелтевшие страницы и попробовали сравнить, как с годами изменились цены на самые ходовые марки и модели тех лет.

Для удобства восприятия стоимость будем указывать в валюте, не учитывая инфляцию. Но на всякий случай уточним, что курс доллара 18 лет назад фиксировался на отметке 2 172 неденоминированных рубля, евро — 2 742,91. В 2004 году ставка для растаможки автомобилей возрастом старше 3 лет, но не более 10 лет включительно с двигателем рабочим объёмом менее 2,5 л была 0,35 евро, а для машин в возрасте до 3 лет или от 10 до 14 лет с двигателем свыше 2,5 л — 0,6 евро.

«Было модно пустить пыль в глаза»

У Артемия нашлось несколько газет с автообъявлениями разных лет. Дабы не увязнуть в пучине ностальгии и не закопаться в архивных подшивках, мы остановились на октябрьском выпуске 2004 года.

— В продаже традиционно много Audi, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, — подчёркивает наш читатель. — И очень мало, по сравнению с сегодняшней ситуацией, моделей ВАЗ — всего два объявления. Слабо представлены Kia (5 авто), Citroen (3), SsangYoung (1), Hyundai (14), Skoda (3). Такие марки, как Infiniti, Mini, Smart и Cadillac, даже не получили отдельной категории, а сразу отправились в раздел «другие». Вот ведь были времена!

— К авто подороже часто дают описание непонятными тогда простому белорусу аббревиатурами типа Navi+TV DVD, SRS 5-Airbag, ESP, Mul-T-Lock, DSC, PDC. Я, будучи ребёнком в те времена, долго гадал, что же такое 4-, 5- или 6-Аirbag. Было модно пустить невеждам пыль в глаза, написав название опций на английском языке, — замечает Артемий.

— Наверное, многие покупатели тогда даже не знали, как именно работают эти опции или для чего предназначены. Все объявления были достаточно короткими, ведь длинный текст описания стоил дороже. Самое важное старались отразить кратко и лаконично.

«Не было повального „одизеления“»

Сейчас иномарки на белорусской «вторичке» разделились на две категории: европейские дизели и бензиновые американские «битки». В 2004 году такого чёткого разграничения не было, а подержанные автомобили из ЕС в перечне своих характеристик имели не только дизельные моторы.

— На то время, насколько я помню, дизель ещё не догнал по стоимости бензин и был не так востребован, поэтому с бензиновыми авто было равенство. Плюс ко всему тогда многие жили с предрассудком, будто дизель — только трактор. Бензиновых автомобилей в объявлениях действительно много: те же Audi «сотки» C4 представлены даже с моторами 2.8. Значит, не было повального «одизеления» в стране в то время.

И действительно: в архивных объявлениях паритет между машинами с бензиновыми и дизельными двигателями. Правда, последние в среднем стоили на 1 000—1 500 долларов дороже.

Если рассматривать Audi A6 в кузовах C4 или С5 сегодня, то нынешняя цена на них не сильно отличается от стоимости 18-летней давности. Самые дорогие экземпляры до 2000-го сейчас дороже шести тысяч долларов!

Хотя легендарный VW Passat третьего поколения технически устарел ещё к 2004 году, среди подержанных представителей Volkswagen он остался чуть ли не самым ходовым. На «вторичке» уже вовсю продавались B4 и даже B5, однако старичок продолжал сохранять свои позиции.

К слову, «бэ третий» держит планку до сих пор. Каким образом? Верхняя по рынку стоимость сегодня не сильно отличается от суммы в архивных объявлениях, а в отдельных случаях превышает её. И ведь речь про обычные 1,9-литровые дизели с МКПП, а не «заряженные» версии VR.

Вот уж кому было раздолье, так это любителям Mercedes-Benz: в продаже всегда находилось много автомобилей, вдобавок разных моделей, с разными моторами. Ну а стоимость десятилетнего S-сlass была сравнима с прайсом 3-летнего VW Passat B5.

Сейчас цены на ухоженные экземпляры Mercedes, выпущенные в конце 1990-х годов, остаются по-прежнему высокими. Так, например, чтобы заполучить легендарный W140 в хорошем состоянии, понадобится не менее $6 000.

Французские Peugeot представлены были не так широко, как немецкие бренды, однако постепенно смогли обзавестись и своими почитателями. Достойных экземпляров 406, 607 или 806 на данный момент осталось немного: их нещадно потрепала коррозия — выжили единицы. Оттого и цена по сравнению с 2004 годом существенно ниже.

К примеру, седан Peugeot 607, продававшийся в нулевые не дешевле 20 тысяч долларов, сейчас можно приобрести за $4—5 тысяч.

Opel Zafira или Renault Scenic тогда были не так популярны, как пять лет спустя. В объявлениях 18-летней газеты этих машин мало. Среди «Опелей» шире представлена модель Omega, причём с большим разнообразием моторов: от двухлитровых «бензинок» до агрегатов объёмом 2,5 литра.

В списке ходовых «Опелей» также присутствует внедорожник Frontera. Полноприводный «немец» за долгие годы не растерял фанатов, сохранив их интерес к себе. Между тем цена за долгие годы снизилась не так существенно: с $8 000—10 000 до $5 000—6 500 сейчас.

G-класс за $75 тысяч и фургоны, которые почти не потеряли в цене

Артемий обращает внимание, что в двухтысячных отношение белорусов к иномаркам всё ещё было утилитарным. «Заряженные» версии вроде М-серии BMW или S-линейки Audi встречаются крайне редко.

— В целом их почти нет. Нашлась одна М3 Е46 и Audi S6 C4 — настоящий эксклюзив для тех времён. На 2-летнюю «эмку» был ценник 37 тысяч евро!

Однозначно сказать, сколько M3 стоит сейчас, непросто: редкие экземпляры иногда появляются в продаже, однако ценители марки BMW внимательно следят за этой моделью и быстро покупают.

Самым дорогим предложением октябрьского выпуска 2004 года стал брутальный «Гелик» — за него продавец просил 75 тысяч долларов. Лихо! Правда, стоит учитывать, что на тот момент «пятилитровому» Mercedes-Benz G500 было всего два года, поэтому для почти нового внедорожника премиум-бренда цена выглядит обоснованной.

Сейчас такой немецкий автомобиль можно купить втрое дешевле, в отличие от представителей сегмента коммерческого транспорта, на который Артемий обратил внимание. Судя по архивным и нынешним объявлениям, у него хорошая ликвидность.

К примеру, дизельный фургон Mercedes-Benz T1, выпущенный в 1996 году, продавался за 7 500 условных единиц. Сегодня цена немногим меньше — от $5 000 за неплохие варианты на ходу.

— Хорошие «бусы» в изотерме по сей день стоят не сильно дешевле. Вот ведь поистине ликвидный сегмент транспорта, — констатирует наш собеседник.

**

Как мы видим, среди белорусских автолюбителей немало консерваторов, которые продолжают поддерживать спрос на старые автомобили. Простые и неприхотливые, они и сейчас находят своих владельцев. «Пассаты» и «бочки» из девяностых не только не уходят на заслуженный отдых или не отправляются на свалку, но даже остаются на уровне цены 18-летней давности. В редких случаях — превышают её. Таковы реалии белорусского авторынка.

Фото: личный архив героя, каталог av.by