Светлана Курцова 15 лет назад в одиночку основала центр подготовки детей к школе. С какими трудностями ей пришлось столкнуться, зачем нужен барабан на занятиях и чем она гордится, педагог рассказала BAR24.
51-летняя Светлана Курцовова с детства мечтала работать учителем. Говорит, что особое восхищение у нее вызывали педагоги музыкальной школы, которую она посещала. Наверное, поэтому после школы она подала документы в университет им. М. Танка на специальность учитель начальных классов и учитель музыки. Учеба настолько увлекла Светлану, что на полученных в этом вузе знаниях она не остановилась. Позже получила специальность учителя английского языка и логопеда-дефектолога.
Все это время она старалась совмещать учебу и практику: уже с первого курса подрабатывала репетитором.
Хотелось применить все свои знания
До того, как заняться своим делом, Светлана пять лет проработала в БарГУ. Когда находилась в отпуске по уходу за ребенком, стало известно, что кафедра, где она преподавала, сокращается. Нужно было искать другое место работы.
Светлане хотелось найти что-то такое, где была бы возможность применить все имеющиеся знания и быть востребованным специалистом.
– В то время в Беларуси активно открывались частные организации по оказанию различных услуг. И я подумала: «Почему бы мне не организовать детский центр?» Так в свои 36 лет я решила работать на себя. Я была одной из первых, кто открыл центр по подготовке детей у нас в городе, – рассказывает горожанка.
На все необходимое ушло $5000
Светлана Курцова с одним из своих воспитанников. Фото из архива
Чтобы открыть свое дело, требовались деньги. Собственных накоплений у Светланы не было. Мало того, она воспитывала двух несовершеннолетних детей, а новая квартира была приобретена в ипотеку. Был только один выход – взять кредит.
– Все банки, узнавая о детях и квартире, мне отказывали. Только один коммерческий банк одобрил мне кредит. В валюте на 5 лет, – вспоминает Светлана. – Мне дали 5000 долларов. Этой суммы хватило на все необходимое: аренду помещения, покупку оборудования, мебели, обучающих материалов.
Поначалу она арендовала помещение, которое стоило около 500 долларов в месяц. Позже нашла более дешевый вариант – в Доме офицеров. За аренду и коммуналку выходило около 200 долларов.
– Сейчас мой центр находится там же, но таких условий нет. За помещение в 30 метров, коммунальные услуги и налоги летом в среднем выходит примерно 1200 рублей, зимой – 1500, – отмечает Светлана.
При открытии центра она столкнулась и с другими трудностями, которые тоже потребовали финансовых вложений. Так, нужно было заменить окна. По санитарным требованиям они должны были быть со специальными замками. Также пришлось установить умывальник и унитаз. По пожарным требованиям в детских помещениях запрещались обои и ковры. Светлана сделала соответствующий ремонт и купила ковролин.
– На то, чтобы привести помещение в соответствие с требованиями, ушло около 3 месяцев. И вот в 2009 году я открыла свой «Логоцентр Элит», – вспоминает горожанка.
Отдала втрое больше
Первое время, по словам Светланы, она работала практически в убыток. Заработанных денег хватало на оплату аренды, налогов, кредита и скромное питание.
– Было очень тяжело первые пять лет – пока выплачивала кредит. Курс доллара постоянно рос, что, конечно же, негативно отражалось на моем положении. В итоге вместо 5000 долларов я выплатила 15 тысяч. Отдала втрое больше, – рассказывает руководитель центра. – Только после выплаты кредита удалось выйти на стабильный доход и прибыль.
Около 2 лет понадобилось Светлане, чтобы наработать клиентскую базу и «стать узнаваемой». Она использовала все: и объявления давала, и рекламу. Хорошо помогало «сарафанное радио».
– Оглядываясь назад даже не верится, что у меня получилось. Было действительно сложно. Но я ни разу не пожалела, что 15 лет назад приняла такое решение. Мое упорство и любовь к профессии помогли мне справиться, – делится педагог.
Чтобы достичь положительной динамики, требуются месяцы
Занятие в детском центре. Фото из архива
Одним из главных плюсов ее центра, по мнению Светланы, является то, что с каждым ребенком она занимается индивидуально. Такую практику она ввела с момента открытия. И говорит, что очень довольна результатами.
Первые пять лет в центре оказывались услуги по подготовке детей к школе. Когда Светлана отучилась на логопеда-дефектолога, стала работать с детками с особенностями развития. В настоящее время, отмечает она, это наиболее востребованное направление.
– Последние 5 лет ко мне все чаще приводят детей с особенностями развития. Это детки с задержкой речи, с проблемами слуха и зрения, – поясняет Светлана. – Они воспринимают мир и окружение по-своему. Соответственно и обучение строится преимущественно в игровой форме.
Педагог отмечает, что самое сложное для таких детей и для нее – это период адаптации. Каждый ребенок проходит его по-разному, малышам требуется время, чтобы привыкнуть к новому окружению. А Светлане – время, чтобы найти к каждому ребенку свой подход и подобрать свой метод обучения.
– Чтобы достичь положительной динамики, может потребоваться месяц-два, а иногда и больше, – поясняет горожанка.
Для поощрения – фортепиано, для разгрузки – барабан
Светлана отмечает, что в своей практике применяет различные методики, которые иногда непонятны родителям.
Так, для поощрения детей, которые активно работали на занятии, она использует фортепиано – разрешает поиграть на нем. Тут, как поясняет педагог, и моторика развивается, и дети повторяют пройденное – поют песни, которые выучили на занятиях.
С активными детьми, которым сложно сосредоточиться на задании, Светлана использует методику «шумной игры». Она предлагает им барабан, по которому ребенок может стучать как хочет. Это, поясняет педагог, дает возможность малышу избавиться от накопившихся эмоций. А после он уже может сосредоточиться на занятии.
– Некоторые родители думают, что мы просто стучим в барабан. А когда объясняю, в чем суть, используют этот метод и дома. Он помогает успокоить ребенка, – отмечает Светлана.
Есть дети, которым ничего не интересно, их трудно разговорить. В этом случае педагог использует настольные игры.
– И уже в процессе игры я узнаю ребенка, его способности и предпочтения. Исходя из этого, подбираю метод обучения. Ведь очень важно, чтобы ребенку было комфортно, – поясняет она.
Очень важна помощь родителей
Светлана Курцова использует разные методы обучения. Фото из архива
Что больше всего радует руководителя центра, так это достижения ее учеников. За годы работы у Светланы было немало детей, которыми она гордится. Один из последних примеров – это мальчик трех лет.
– Он плохо говорил, сложно адаптировался и долго привыкал. На занятиях молчал и не шел на контакт. Но я не сомневалась, что у нас все получится, – рассказывает педагог. – Так и вышло! Через месяц ребенок выдал все, что знал. А за год обучения в центре малыш догнал своих сверстников. Просто требовалось время. А также упорство, понимание и терпение с моей стороны и со стороны родителей.
По словам Светланы, родители зачастую ждут быстрых результатов, думают, что достаточно месяца или двух, чтобы ребенок «все преодолел».
– Но ведь даже в школе учебный год длится 8 месяцев. Это без каникул. Так и тут, чтобы увидеть результат, надо много и упорно работать. И помощь родителей здесь очень важна, – отмечает она.
Новый запрос – обучить русскому
Есть у Светланы и трогательные воспоминания. Дети, которые посещают центр несколько месяцев, становятся очень общительными и часто делятся с педагогом сладостями. А некоторые даже приглашают на свои дни рождения.
В последние годы в центр также приводят детей, которые приезжают к бабушкам и дедушкам из-за границы. Дети прекрасно говорят на английском, но не говорят по-русски. Запрос от пожилых людей – обучить разговорному русскому языку.
– За несколько недель дети осваивают в моем центре необходимые слова и фразы. А к концу каникул свободно разговаривают. Бабушки счастливы, что могут нормально общаться с внуками и понимать их, – рассказывает педагог.
В планах – расширить направление деятельности
Светлана Курцова. Фото BAR24
Светлана работает одна, совмещая должности руководителя и педагога центра. Часто работает в выходные дни. При этом, она не только обучает детей, но и сама продолжает учиться: посещает курсы повышения квалификации, в настоящее время учится на психолога. В планах – расширить направление деятельности и, кроме существующих услуг, оказывать психологическую помощь детям. А, возможно, и родителям.
– Мой центр – это мое детище, которое я создала с нуля, прошла трудный путь становления и постоянно его развиваю. Горжусь результатом своей работы и успехами воспитанников, – резюмирует Светлана.