Cо специалистами по антикоррозийной защите почти всегда мы изучаем автомобили, которые хорошо сохранились за десятки лет, а порой и вовсе идеальны для своего возраста. Сегодня немного иной случай: история про то, как можно едва ли рабочую машину вернуть к жизни за небольшие деньги и наслаждаться беззаботной эксплуатацией. Говорим с минчанином Алексеем про его VW Polo выпуска 1989 года.
«VW Polo отдали в приданое — на восстановление потратили $1 500»
Алексей относительно недавно пополнил ряды автомобилистов. Над кандидатурой на роль первой машины долго думать не пришлось — отец мужчины как раз восстанавливал 34-летний VW Polo.
— Началось всё с моего обучения в автошколе. Два с половиной года назад я получил водительское. Плюс-минус параллельно с этим мы ездили с моими родителями к родителям на тот момент ещё девушки — знакомиться. И вот у них в Гродно стоял Volkswagen Polo, принадлежащий тестю. Отец увидел и сразу решил: надо брать! Машина уже три года гнила на улице, и на ней никто не ездил. Спустя какое-то время отец забрал авто на эвакуаторе и перевёз в гараж. Как он говорил уже потом, увидел бы днём — не поехал бы забирать. А так он ночью с фонариком осматривал «Полик», поэтому не подозревал, насколько всё плохо. Сгнили даже лежащие внутри плоскогубцы!
— Отец у меня дальнобойщик, он копался в этом VW Polo в перерывах между рейсами. Работы пришлось проделать много, ведь к такому возрасту — а машина выпущена в 1989-м — проблем накопилось немало. Двигатель у «Полика» стоит 1,0-литровый (HZ) на 45 лошадей, — не сдерживая смех, произносит Алексей. — При этом хетчбэк едет нормально, ведь он совсем лёгенький. В городе расход — 6—7 литров, а на трассе — 4 л. Заправишь десять в бак, и можно неделю кататься!
— Кузов пребывал в плачевном состоянии: днище под ногами — как фольга. Зону вокруг лобового стекла переваривали. Остальное по классике: колёсные арки, конечно же, пороги, ребро дверей, днище и топливный бак. После кузовного ремонта отец покрывал защитным составом — точно не помню, каким именно. Делал всё своими руками. Местами где-то «шумку» дополнительно положили.
— К мотору особых вопросов не было, однако его полностью перебрали гродненские мастера. Кстати, после трёх лет простоя машина без проблем завелась, когда мы подключили новый аккумулятор. Разве что пришлось регулировать карбюратор, потому как двигатель не держал обороты. Настройкой занимался специалист по карбюраторам: он разобрал прибор, промыл и заменил все прокладочки. Отрегулировал, чтобы мотор хорошо работал на малых и больших оборотах.
— Мы не восстанавливали под оригинал — цель была в другом. К примеру, тросик сиденья, чтобы оно откидывалось, стоит 150 рублей. Ваговская лампочка подсветки номера сзади — 70 BYN. До такой степени не запаривались. Когда снимали лобовое стекло, оно с одной стороны лопнуло, поэтому пришлось покупать (70 долларов). На следующий день получили новое. Правда, сейчас они чуть дороже — цена дошла до сотни.
— Недавно случилось небольшое ДТП: на «Полике» въехали в фаркоп другой машины. «Морда» немного помялась. Бэушных запчастей хватает на разборках, но нужно отбирать их, куда-то ездить, и всё равно придётся рихтовать и красить. Поскольку я работал почти каждый день, не хотелось тратить на это время. Отдали кузовщикам на восстановление повреждённых элементов. Те сделали так себе — видимо, будем переделывать. Комплектующие есть: крышек багажника в избытке, двери надо смотреть и выбирать, бамперов достаточно… Главное — желание.
— На днях вышли из строя поворотники — похоже, сломалось отвечающее за них реле. Заказываю деталь — мне её с большим трудом доставляют, а она не работает! Поставили старую — есть контакт. Мистика, — улыбается владелец.
— Зимой эти колёса, наверное, буду менять: планирую поставить поменьше. На кочках покрышки притирают арку — страдает и резина, и кузов. Когда два человека в машине — нормально, если больше — начинает цепляться. Осенью, во время папиных «каникул», будем подшаманивать и исправлять нюансы, которые вылезли за полтора года эксплуатации. Где-то камень словили, с дверями проблемы — они протекают. В любом случае у автомобиля ежедневная эксплуатация — без дела этот рабочий пони не простаивает. Сейчас думаем про более семейный автомобиль, на котором будет ездить жена. А я уже на «Полике».
— Сколько было потрачено на VW Polo?
— На самом деле относительно немного — благодаря тому, что не одну процедуру производили самостоятельно. Думаю, в полторы тысячи долларов уложились. Если приплюсовать колёса, возможно, выйдет $2 000. Ну и после аварии на восстановление ушло 500 долларов. За зиму сгнил глушитель, поэтому весной его переваривали. Вновь настраивали карбюратор и заменили задние амортизаторы.
— «Полик» очень лёгкий, и на оригинальных «четырнадцатых» колёсах его заносит на кольцевой, если попадаешь в колею. Зимой, когда много снега, тоже тяжеловато ездить на нём. Даже с учётом переднего привода не чувствуешь себя уверенно при гололедице. Некомфортно в дождь, а во время метели вообще страшновато: снег налипает просто везде. Зимой нужно хорошенько прогревать, хотя и это не всегда эффективно: тросик карбюратора может примёрзнуть. Жидкий размораживатель замков помогает, но полчаса на ожидание уходит. В целом машина больших хлопот не доставляет. Радостно, что мы вдохнули в неё вторую жизнь.
«Гравитекс зацветает, если под ним протекает коррозия»
Проверить, что стало с кузовом 34-летнего VW Polo нашего героя за полтора года интенсивной эксплуатации, мы отправились к специалистам центра антикоррозийной защиты KROWN. Денис Зудов, постоянный эксперт рубрики, с ходу определил серию проведённых в машине ремонтов.
— Итак, по порядку. Автомобиль восстанавливался несколько лет назад. Антигравийное покрытие защищает от пескоструя и камней — это хорошо. Его разложили по низу крыла и дверей. Обратная сторона медали кроется в том, что мы не увидим, когда под составом начнёт гнить кромка арки. Бывает, коррозирует, пока не появятся сквозные дыры. Для возрастных экземпляров это одновременно и плюс, и минус. Нередко перекупщики, подготавливая машину для перепродажи, замазывают проблемные места гравитексом.
— По низу двери также проводился кузовной ремонт — по вальцовке перекладывался кузовной герметик. Кстати, у двери интересная конструкция: сбоку находится некий вентканал, позволяющий задуть в полость антикоррозийный состав. В нашем случае это даёт возможность увидеть, насколько хорошо проводилась обработка.
— На самом деле после сварки мы несколько месяцев ездили с водой в двери. Отец забыл сделать дренажные отверстия, такое бывает. Подваривались также колёсные арки, пороги, ну и по днищу устанавливались латки.
— Кстати, наглядная картина того, как начинает вести себя гравитекс, если под ним активно протекает процесс коррозии. Состав словно зацветает. Как на пороге, так и в колёсной арке просматриваются подобные симптомы.
— Качество окраса нельзя назвать идеальным, однако в данном случае мерило — цена вопроса. Будь такой результат после камеры и за 3 000 долларов, маляров можно было бы уволить. Когда покраска проводится своими силами в условиях ограниченного бюджета, а машина подготавливается для себя — нормально. Со слов владельца, на восстановление потрачено около $1 200, автомобиль эксплуатируется ежедневно — чем не вариант? Сделали самое необходимое.
— Симметрично с правой стороны просматриваются следы кузовного ремонта с использованием сварки, плюс есть локальные повреждения ЛКП и очаги коррозии под гравитексом. Антикора на пассажирскую дверь пожалели, поэтому изнутри она более ржавенькая, чем водительская.
— По элементам подвески коррозии достаточно много, однако учитываем факт живучести данной ходовой. Не исключено, что её часть может быть даже заводской. Естественно, когда окрашивался кузов, детали не прикрывали, отчего они имеют оттенок серебра.
«Закручивать саморез по живому в кузов — не совсем правильное решение»
— По низу локально подваривалось днище. Видим несколько латок — листов металла, приваренных к силовой конструкции. Сварные швы замазаны кузовным герметиком, а также мастикой. Местами из-под покрытия автомобиль уже начинает ржаветь — это то, что можно увидеть. Мастика может дать временный эффект, появится картинка чистого кузова, однако затем в любом случае мы увидим признаки окисления металла. Здесь нужно работать над этим, если автомобиль планируется использовать ежедневно, — пропитать наружный барьерный состав проникающим антикором. По месту сварки машина гниёт в первую очередь, поэтому надо обрабатывать обязательно.
— Там, где усилитель бампера и лонжероны, присутствует поверхностный налёт ржавчины. Для экземпляра 1989 года ситуация совершенно адекватная: не ведро с болтами, но далеко не идеал. Модель достаточно редкая, и, предполагаю, аналоги окажутся в плюс-минус схожем виде.
На поверхностную коррозию закинуло немного моторного масла, и получился нечаянный антикор, — отмечает Денис.
— В местах отслоения кузовного герметика как раз видна из-под мастичного состава объективная картина того, что именно происходит под обработкой данного вида. Оттуда выглядывают очаги коррозии. Она пока протекает скрыто, невидима для владельца.
В целом изначально это ожидаемая ситуация, ведь кузовные работы с применением сварки в нижней части машины всегда чреваты появлением новых зон со ржавчиной. И не очень важно, как эксплуатируется автомобиль. Будет «Поло» ездить круглый год или стоять в гараже — всё равно. Такова физика процесса.
— Пороги тоже переваривали? — интересуется у владельца работник сервиса.
— Да, верно, — подтверждает Алексей.
— В задней части, по углам порогов, тоже заметны следы ремонта. Сюда обильно нанесли герметик, он ещё даже мягенький. Тем не менее, в каком состоянии элементы, скрытые под ним, можно понимать, только если очистить кузов от состава.
— Наверное, не совсем правильно было закручивать саморез по живому в кузов, но с этим ничего уже не поделаешь. К слову, он здесь не единственный. Кронштейны тросов ручника везде закреплены на саморезы. Сомнительность решения в том, что в месте соприкосновения двух разнородных металлов за счёт разницы потенциалов запускается химическая коррозия. Кроме того, повреждаемый саморезом кузов открывает металл, оставляя его без защиты.
— В задней части также имеются вваренные латки, покрытые сверху мастичным составом, из-под которого виднеется ржавчина. Тепловой экран в принципе стоит крепко, хотя без технологического самореза тоже не обошлось, — иронизирует Денис.
— Ниша запасного колеса целая, и на первый взгляд по ней не проводилось кузовных работ. В задних лонжеронах вырезали кусочек и подваривали лист металла. По симметричному расположению мест с латками можно сделать вывод, что модель имеет характерные больные места. На них повлияли время и активная в прошлом эксплуатация. Вновь под мастичным составом просматривается коррозия, подтверждающая мысль: такой ремонт — очень временное решение. При этом ничего катастрофического мы не наблюдаем — только соответствующее возрасту состояние. Чего хотеть, когда машине без малого 35 лет… А какой у неё пробег?
— Тяжеловато сказать с ходу, — комментирует владелец. — Полгода ездила без одометра: вышел из строя тросик спидометра.
— Одним словом, реальный пробег здесь установить вряд ли получится.
— Когда обрабатывали автомобиль, задували антикоррозийный состав во все видимые полости, куда только можно было попасть. Из некоторых технологических отверстий вытекают излишки смеси. Это в принципе хорошо, явно лучше, чем вообще ничего. Плохо, если переварили и не обработали, а здесь всё правильно. Вероятно, использовали пушечное сало вместе с отработкой и мовилью.
— Изучая подкапотное пространство, видим, что стаканы амортизаторов не переварены, хотя на одном из них латка всё-таки присутствует. В прошлый раз мы осматривали «второй» VW Golf, и на его примере я рассказывал про слабое место в зоне крепления передних стоек амортизатора. Volkswagen Polo тоже имеет такую «болячку». Кстати, здесь герметик также намазан на сварной шов, от которого распространяется ржавчина.
— На элементах крепления и свесах лонжеронов присутствует щелевая коррозия.
— К слову, в «подкапотке» практически ничего не делалось, — добавляет Алексей.
— В принципе это вполне нормальная история, — резюмирует эксперт. — В месте присоединения резьбовой шпильки, а также на участке, где патрубок перетирает ЛКП, присутствуют признаки окисления металла. Опять же, ничего удивительного, если машина ездила каждый день и круглогодично. Всё зависит от целей, что ставились перед началом восстановления автомобиля. На выставочный экземпляр, к сожалению, данный VW Polo не тянет. Как ежедневный личный транспорт, за которым следят по мере сил, возможности и финансов, — здравый вариант. Состояние адекватное.