В этом году Брестскому технопарку исполняется десять лет. Дата солидная, чтобы подвести первые итоги. Руководитель НТП Дмитрий МАКАРУК рассказал «Вечернему Бресту» о том, что уже сделано и что планируется в ближайшее время для развития инноваций в регионе.
Уникальный проект в старом цехе БЭМЗа
– Сегодня технопарк – территория инновационного развития. Если хотите, «взлетная полоса» для стартапов. Задача технопарка – помочь резидентам на начальном этапе. Держать их бесконечно долго в тепличных условиях не только не полезно, но и вредно как для экономики в целом, так и для них самих. Сейчас у нас работает 68 резидентов. После введения второй очереди (планируется в начале следующего года) будет как минимум 150. Перечень из желающих занять место в реконструируемом бывшем цехе БЭМЗа уже формируется.
Мы продолжаем беседу на стройплощадке. Работа сейчас в самом разгаре. Строители восьмого треста на территории БЭМЗа переделывают старое четырёхэтажное здание с высотой каждого этажа более семи метров в восьмиэтажное. Соответственно общая площадь должна удвоиться. Проект обойдется областному бюджету в 20 млн рублей.
– С точки зрения строительства и технологий это уникальный объект для Беларуси. Здание крепкое, надежное. Задача строителей – реконструировать его таким образом, чтобы здесь можно было разместить как офисные помещения, так и небольшие производства. Планируем вводить их в эксплуатацию поэтапно, — рассказывает Дмитрий Георгиевич.
«Умный город» – сотни возможностей для «Илонов Масков»
За большими панорамными окнами – старые неприглядные цеха бывшего гиганта машиностроения. Таким до реконструкции был и этот корпус, из которого вот-вот сделают современную производственную базу. Глядя на унылую промзону, что растянулась на несколько гектаров, не могу не спросить директора НТП про анонсированный полтора года назад мультипроект «Умный Брест», призванный как раз перевести застывшую во времени территорию в новый формат.
– Когда мы говорим «лучше Бреста нету места», подразумеваем комфортные условия для проживания. Но ведь город должен развиваться, прежде всего, благодаря своей экономике. И главный ресурс – это люди. Проект «Умный город» нацелен на то, чтобы раскрыть человеческий потенциал брестчан. Огромная территория в Бресте (ограниченная улицами Московской, Пионерской, Янки Купалы, Сов. Конституции) сейчас используется малоэффективно. Мы хотим создать здесь научно-промышленный кластер, где смогут разместиться десятки, а то и сотни новых производств, только не с трубами, а с роботами и современными станками, экологически чистые, не дымящие, не шумящие. Это проект для будущих «Илонов Масков» на миллиарды долларов.
А как быть с теми объектами, которые уже функционируют на этой территории? На большинство из них «Илоны Маски» ведь не придут…
– Сегодня там размещаются ТЦ «Корона», «Брест деловой», музыкальная школа, поликлиника, и их однозначно нельзя трогать. Все эти объекты останутся на своих местах, гармонично вписавшись в концепцию «умного Бреста». Предприятиям, таким как БЭМЗ, потребуется четкая инвентаризация. Сами руководители этих предприятий говорят, что им не нужно столько площадей, они готовы их либо продать, либо передать. Думаю, в конечном итоге это будет решать инвестор. С учетом интересов города, разумеется.
Этот суперпроект на какой срок рассчитан?
– Изначально мы закладывали до старта первого производства 15 лет. Полтора года уже прошло.
К 2035 году?
– Да, возможно. Здесь нужно понимать, что такие проекты не могут реализоваться быстро. Ключевой вопрос – поиск инвестора. Но мы сейчас движемся в этом направлении.
Проекты для промышленной революции
Дмитрий Георгиевич, если я правильно понимаю, вы сейчас вместе со своей командой, с представителями местных властей работаете над тем, чтобы ускорить наступление «четвертой промышленной революции» в Брестском регионе. А сам регион, бизнес, управленческие структуры к этому готовы? Не получится ли так, что поговорили и забыли, и все осталось как прежде?
– Без «цифры» и IT невозможно приобщиться к 4-й промышленной революции, но можно очень легко стать страной 4-го мира. Сегодня многие успешные проекты базируются на IT-технологиях. Их носители, в том числе наши резиденты, открыты миру, работают не только на Беларусь. К сожалению, сейчас резко усилился отток молодых программистов, и наша главная задача – переломить негативную тенденцию. Если задаться вопросом: почему «Савушкин продукт» стал одним из лидеров среди белорусских компаний по внедрению робототехники? Во многом потому, что этот холдинг работает на рынке Европейского союза. И там понимают: без внедрения суперсовременных технологий не выдержать конкуренции. На многих предприятиях все еще боятся рисков, ждут, пока какие-нибудь разработки из «кремниевой долины» внедрят в странах Европы и Азии. Это неправильно. Вы спрашиваете, есть ли понимание. Убежден, что есть. Другой вопрос, что велика инертность. Нам зачастую не хватает стратегического видения, умения ставить перед собой конкретные задачи, с конкретными сроками как это принято в странах с рыночной экономикой.
У многих людей старшего поколения сложился стереотип: все инновационное неизменно связано с космосом или ВПК. Когда-то и наш БЭМЗ работал на космос. Но то время осталось в прошлом. Сейчас на место БЭМЗа постепенно приходят ваши резиденты. Они более приземленные?
– На самом деле в современном мире акцент делается на потребительские инновации. Наиболее известный пример из Бреста – «вайбер». Кстати, многие нынешние наши резиденты активно работают над созданием новых мобильных приложений. И добиваются хороших результатов. Что касается космических технологий… Знаете, я часто по этому поводу привожу такой пример: на одном из предприятий ФРГ, где мне довелось побывать, каждую неделю обновляют линейку продукции. Какое-либо предприятие нашего легпрома может этим похвастаться? Космос, конечно, хорошо. Но, прежде чем замахиваться на нечто грандиозное, вначале надо довести до совершенства то, что мы умеем. Так, во всяком случае, поступают в тех странах, которые уже добились значительных успехов в промышленном и научно-техническом развитии, на которые нам, как мне кажется, стоило бы равняться.
Это какие страны?
– Израиль, Сингапур, Германия, США…
Мы еще не безнадежно от них отстаем?
– Думаю, что нет. И возможности сделать серьезный рывок у нас есть.