Требования к прохождению техосмотра, связанные с отсутствием катализатора, вызвали много споров и обсуждений в обществе. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», эксплуатация ТС, у которого нет элементов системы снижения выбросов, не допускается. Каталитический нейтрализатор — один из таких элементов.
Но стоимость его настолько высокая, что, едва он перестаёт выполнять свою функцию, автовладельцы его вырезают, а на его место ставят или обманку, или пламегаситель. Загорелся Check на панели приборов? Не беда! Гаражные умельцы давно научились перепрошивать блок управления двигателем и тем самым ликвидировать возникшую ошибку.
При прохождении автомобилем ТО специалисты теперь не только проверяют уровень выброса СО в атмосферу, но и визуально оценивают целостность системы выпуска отработавших газов. И если установят факт вмешательства в неё или отсутствия катализатора, могут отказать в выдаче «дозвола». Как поведёт себя именно такая проверка системы — покажет время. Журналисты av.by узнали, насколько сейчас востребованна услуга по удалению нейтрализатора, его прошивке, как проходит подобная процедура и что делать со старым катализатором.
Мы заглянули на одну из СТО в Гродно и на условиях анонимности пообщались с мастером, который много лет занимается тем, что прошивает ЭБУ после удаления такого компонента.
Почему удаляют катализатор?
Нейтралитический катализатор — элемент в автомобиле, который создан для того, чтобы уберечь экологию. Он снижает вредные вещества в выхлопе, преобразуя их в молекулярный азот, воду и углекислый газ. Но, как и все другие автозапчасти, катализатор со временем выходит из строя.
— При сниженной активности катализатора, когда он стареет или перестаёт быть эффективным, на панели приборов начинает гореть уведомление о неисправности двигателя: появляется надпись Check Engine, — рассказывает мастер. — Это бортовая система указывает на какую-то ошибку. Например, на то, что деталь уже не выполняет свою функцию и с ней надо что-то делать, иначе она станет негативно влиять на работу всего мотора.
— Реально ли автовладельцу заблаговременно заметить, что катализатор в автомобиле скоро выйдет из строя?
— Да, машина начинает терять динамические свойства: медленно разгоняется, способна и вовсе заглохнуть.
— А поменять его, скажем, на компонент с разборки, то есть бэушный, можно?
— Можно, но стоит он тоже недёшево. И, главное, вам никто не назовёт его остаточный ресурс. Как правило, отработанные нейтрализаторы сдают. Ну и надо понимать, что катализатор — это по своей сути фильтр. И основной поломкой его является именно засорение.
Мы заглянули на одну из интернет-площадок, где продают в том числе и б/у детали. В большинстве случаев точная цена не указана.
Встречались, правда, и конкретные цифры. Стоимость нейтрализаторов колеблется в основном от 400 до 1 600 белорусских рублей.
Поменять катализатор — самый правильный вариант решения проблемы с точки зрения экологии и конструкции автомобиля. Но, увы, не для кошелька белорусского автовладельца. Мужчина признаётся, что за 25 лет работы в этой сфере ещё ни разу не видел, чтобы кто-то покупал новый элемент!
— Стоимость нового катализатора очень высокая — от тысячи евро. Бывает, что она достигает и нескольких тысяч. Правда, если машина российской сборки, купить деталь можно и за двести долларов — там она почти без драгоценных металлов. Например, такие катализаторы — у Polo и Tiguan производства РФ, — объясняет мастер. — Если авто старше десяти лет, то, как правило, в нём уже нет этого компонента или он нуждается в замене, а новый стоит как половина цены самого автомобиля — это не выгодно никому.
— И что делают автовладельцы?
— Приезжают ко мне! В первую очередь нужно физически его удалить. Вместо катализатора устанавливается пламегаситель, являющийся своеобразной альтернативой, но не препятствующий прохождению выхлопных газов. Он необходим для того, чтобы заглушать звук выхлопа до приемлемых показателей. Если не ставить — шум работы двигателя станет очень громким! Пламегаситель приваривается к корпусу, где раньше находился катализатор.
«А теперь необходимо ещё и поработать с ЭБУ двигателя»
— Следует понимать, что физическое удаление катализатора не решит вопрос до конца. То есть если у вас на панели появлялся Check, то после замены катализатора на пламегаситель проблема никуда не денется. В таком случае надо прошить блок управления так, чтобы он отвечал нормам экологичности «Евро-2», — рассказывает автомеханик.
— Получается, просто удаление катализатора не избавляет от проблемы?
— Конечно, нет. После физического удаления нейтрализатора надо перепрошить ЭБУ, — объясняет мужчина и демонстрирует нам, как это происходит. — Смотрите: это программаторы! Приборы, с помощью которых можно считать прошивку с блока управления, отредактировать её и потом записать в блок уже в изменённом виде.
— Сколько времени занимает такая процедура?
— Зависит от конструкции автомобиля. Может и полчаса потребоваться, может и больше суток. Есть машины, где реально, не доставая блок управления, через программный разъём выполнить считывание и прошить. Иногда необходимо прибегнуть к демонтажу блока, разобрать его и подключиться к разъёму внутри него. Тогда на это уходит гораздо больше времени.
— И стоимость, конечно, тоже разнится?
— Безусловно! Минимальная сумма для прошивки — 150 рублей, но в некоторых случаях она достигает и 700 BYN.
— А как именно происходит перепрошивка ЭБУ?
— Если говорить простыми словами, то программа делает так, чтобы «мозги» двигателя перестали интересоваться катализатором. Удаляются строчки, где записаны ошибки, а также те, которые отвечают за диагностику второго лямбда-зонда. Да, в современных автомобилях, как правило, есть так называемые датчики кислорода — лямбда-зонды. Один стоит перед катализатором, другой — после него. Второй датчик улавливает наличие токсичных веществ. Если их процент начинает расти, он сигнализирует об этом автовладельцу при помощи того самого Check. Перепрошивая свой автомобиль под пониженный экологический класс, вы как бы блокируете второй датчик.
— А можно удалить катализатор, но не перепрошивать его?
— Теоретически — да. Но на вашей панели всегда будет гореть уведомление об ошибке, указывая на некорректную работу катализатора.
— Часто к вам обращаются за такой услугой?
— Да, она пользуется спросом, поскольку, как уже говорилось выше, никто не хочет менять отработанный катализатор на новый: это очень дорого. А его удаление — и физическое, и программное — стоит в разы дешевле.
— А что делать с удалённым элементом?
— Ну вы только скажите, что планируете его вырезать, — здесь сразу очередь выстроится, — смеётся мужчина.
Куплю катализатор. Дорого!
Как мы уже упоминали, в каталитических нейтрализаторах используются драгметаллы, чаще всего — палладий, платина и родий. Получается, это один из самых драгоценных в прямом смысле слова элементов в машине. Но далеко не каждый владелец знает об этом, а когда узнаёт, задаётся вопросом, как и кому его сдать. Если, конечно, пришла пора его менять.
Такую запчасть у населения могут приобретать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие разрешение на деятельность, связанную с драгметаллами. Есть, конечно, и те, кто скупает детали «по-чёрному», но сейчас речь не об этом.
Мы связались с одним из официальных скупщиков катализаторов, чтобы уточнить, сколько денег можно получить за вышедший из строя компонент.
— Многое зависит от ряда параметров: марки автомобиля и состояния катализатора, его типа (металлический или керамический), количества драгметаллов и их стоимости в этот момент на Нью-Йорской бирже.
Надо отметить, что принять могут деталь в абсолютно любом состоянии — неважно, разрушена она или нет. Вся ценность — в её сотах.
— Они срезаются. Потом специальным прибором измеряем процент содержания драгметаллов. И уже на основании рентгенофлуоресцентного анализа говорим о стоимости выкупа. Она может составлять 150 евро, а может быть в несколько раз выше. По своему опыту скажу, что чем старше машина, тем больше в ней драгметаллов, — объяснил нам скупщик. — Ещё важна страна производителя. Например, в Японии серьёзно подходят к защите экологии. Как правило, катализаторы в японских авто содержат больше редких металлов. Но окончательно определить их вес можно только после анализа.