В редакцию av.by написал не совсем обычный герой. Мужчина рассказал не столько о путешествиях на Tesla Model Y, сколько о самом электромобиле, впечатлениях о нём и выгоде поездок на «электричке» по Европе. Идея понравилась, посему мы тоже в предвкушении. Читаем!
«Заказ формируется в несколько кликов. Вуаля — €70 тысяч внесены»
Герой сегодняшней публикации живёт и работает в Нидерландах. Мужчина попросил не упоминать его настоящее имя, поэтому в тексте назовём его Виктором. В 2021-м его заинтересовал Tesla Model Y, продажи которого только стартовали.
— Два года назад купить Model Y было не так-то просто. Машина вышла и сразу с восторгом была принята публикой, поэтому спрос значительно превышал производственные возможности заводов в США и Китае. Средний период ожидания заказа по всему миру колебался от 3 до 12 месяцев, в США б/у автомобили продавались на 10—15% дороже новых, — вспоминает мужчина. — В условиях локдауна «Тесла» вообще придумала схему «бесконтактной» выдачи машин. В Нидерландах дошло до того, что летом 2021-го авто отдавали заказчикам прямо в порту Роттердама. Найти машину на самой площадке помогали местные волонтёры, работавшие там бесплатно.
К осени срок ожидания для нидерландцев сократился до месяца. Нужно было определиться, хочу я получить машину в декабре или уже в январе следующего года. Тщательно всё взвесив, решил не тянуть.
Получение новой машины в городе Тилбурге
— Итого за Tesla Model Y (Long Range, AWD) заплатил 65 тысяч евро. К этой сумме стоит добавить доплату за серый цвет (€1 200) и EAP (€3 800).
Процесс покупки простой. Заказ формируется в несколько кликов, нужно сразу подтвердить его внесением €100. Далее с клиентом связывается менеджер из «Теслы», поздравляет его и просит уплатить остальное. Через какое-то время сообщают VIN, потом номерной знак и просят заранее купить страховку. В назначенный день нужно приехать за машиной. Вуаля!
— Я прочитал много обзоров перед приобретением, и у меня сложилось определённое представление о машине. Правда, со временем оно сильно изменилось. На деле всё оказалось не так, как предполагал, но точно не хуже ожидаемого.
В процессе мужчина стал делиться своими впечатлениями от машины и наблюдениями за ней с другими владельцами, запустив тематический телеграм-канал Tesla Model Yoda.
«В первую неделю отказал тепловой насос»
По словам Виктора, в начале 2021-го многие автомобили бренда не отличались идеальной сборкой: имелись большие зазоры, дефекты ЛКП, проблемы с салоном. Оттого знакомство нашего героя с машиной началось с придирчивого осмотра кузова.
— Нужно признать, к концу года сборка стала качественной. Никаких недостатков я не нашёл — машина оказалась в идеальном состоянии.
Tesla Model Y в Австрийских Альпах
— Изъяны проявились в первую же неделю, как только мы добрались из Амстердама до австрийских гор. Когда температура упала ниже нуля, в салоне отключилась печка. Периодически её удавалось запустить, но работала она недолго. Автомобиль промерзал изнутри, а подогрев сидений и руля не особо помогал.
Вслед за печкой возникли трудности с зарядным устройством: компьютер сообщил, что пополнить энергию больше не получится. Ситуация становилась экстремальной. Однако, несмотря на эти ошибки, зарядка работала нормально, без сбоев — машина «питалась».
БК сам предложил обратиться в сервис, что я и сделал. Проблема была в браке двух устройств — теплового насоса и зарядного блока. Их заменили по гарантии, на чём технические проблемы закончились.
Ошибка зарядки
— Вообще, тепловой насос (ТН) — уникальная разработка «Теслы», существенно повышающая энергоэффективность модели. «Детская болезнь» Model Y, которая проявляется именно на морозе, была характерна для 2021 модельного года. Проблема обходится очень дорого тем, кто импортирует машину из ЕС. Ломаются компрессоры и/или коллекторы.
— При покупке Tesla необходимо отдавать себе отчёт: это не совсем машина, а скорее замысловатый и дорогой гаджет. Она намного надёжнее авто с ДВС в силу физических причин (меньше сложных механических агрегатов), но при этом мудрёнее устроена.
В «американке» предусмотрена хорошая система диагностики, но не рассчитывайте, что её можно будет отремонтировать у хороших знакомых в сервисе. Учитывая батарею на 75 кВт и токи, которые она выдаёт, влезать в некоторые узлы может быть смертельно опасно. Потому ремонт «Теслы» — это, как правило, замена проблемного блока.
— Гарантийный сервис «Теслы» продуман до мелочей. Общение клиента с СТО происходит через приложение, диагностика удалённая, а «рейнджеры» могут приехать через час прямо к вашему дому… Но!
Всё это в Нидерландах работает либо плохо, либо никак. Ближайший слот на запись — через две-три недели. В моём случае удалённую диагностику сделали вообще за день до записи. Поняли, что под замену пойдёт тепловой насос, которого нет на складе, и перенесли срок на неделю. А потом ещё дважды. Когда я наконец сдал машину, она застряла там на семь дней, ведь запчастей всё равно не было.
Тем временем я ездил на подменной Tesla Model S с пробегом более 200 тысяч километров. Сервис «Теслы» я оценил бы на самый низкий балл.
Подменная Tesla Model S в Нидерландах
— Есть и свои плюсы. Считается, что расходы на обслуживание электрокара существенно ниже. Я не ожидал, что настолько! В первый год по графику мне нужно было смазать суппорты и… и на этом всё.
На второй год — повторить процедуру, а также заменить тормозную жидкость и мешочки с силикагелем, которые подсушивают кондиционер. При последнем пункте я ожидал подвоха, но нет, цена вопроса — 5—10 евро.
— Тормозные колодки и диски через 20 тысяч километров выглядят так, словно год пролежали на полке. Они практически не задействуются, если вы используете рекуперацию для торможения.
«Максимальные 220 км/ч вытягивает, но самая эффективная скорость — 110 км/ч»
— Model Y тяжёлая — полные две тонны, при этом основной вес составляет размещённая в полу батарея. Два мощных электромотора сообща выдают более 500 сил. Не улететь в кусты при резком старте помогают электронные системы стабилизации.
Подвеска жёсткая, дорогу держит очень хорошо. Иномарка моментально реагирует на педаль, чего нет и не может быть у автомобилей с ДВС. Признаюсь, даже после 20 тысяч километров полного слияния водителя, машины и дороги в Model Y не происходит. По той же причине я недостаточно хорошо ощущаю габариты, хотя даже с Toyota Land Cruiser 200 у меня такой проблемы не было.
— Ещё один нюанс, известный всем владельцам Model Y, — слишком большой радиус разворота. С этим сталкиваешься нечасто, но иногда бесит, что не можешь развернуться на улице с первого раза, заехать в какой-то узкий гараж или на не очень удобную парковку.
— Тем не менее в городских условиях и на трассе в этой «электричке» приятно быть за рулём. Наиболее комфортный скоростной режим на автобане для меня — 160 км/ч, хотя заявленную «максималку» в 220 км/ч она тоже вытягивает. С практической точки зрения самая эффективная скорость для «Теслы» — 110 км/ч, что вписывается в обычные ограничения по Европе.
— Удобнее всего заряжаться дома, да ещё и от солнечных панелей Tesla. Такой возможности в Амстердаме у меня нет, поэтому я заряжаюсь на обычных уличных ЭЗС. В Европе льгот для электромобилей больше не предусмотрено, а стоимость парковки для всех типов машин одна и та же.
Станцию зарядки можно активировать с помощью разных приложений. Некоторые из них отчаянно глючат, а сами станции зависают или ломаются. Опыт показывает, что желательно иметь пару приложений. Цены в них постоянно меняются и отличаются друг от друга в разы. Некоторые сервисы вводят штрафы за занятое место, если электрокар пополнил энергию и продолжает стоять подключённым. Такое есть на всех суперчарджерах «Тесла».
— Обычный уличный «столбик» выдаёт 11—22 кВт⋅ч. Этого вполне хватает, но процесс занимает пару часов. Как правило, в городских условиях батарею стоит заряжать не более чем до 80% и разряжать не ниже отметки 20%. Рабочий диапазон в сухом остатке составляет примерно 60% от всей ёмкости.
В день машина тратит примерно 1%. Когда включён Sentry Mode (охрана), то 4—6% в сутки. Зимой — больше.
«За год цены на зарядку выросли в три раза»
Виктор считает, что Tesla Model Y идеально подходит для дальних поездок. Хотя поначалу у мужчины было немало опасений, связанных с длительными путешествиями на «электричке».
— Думал, придётся заморачиваться, планировать маршрут, просчитывая уровень заряда, и быть готовым оказаться с разряженной машиной в чистом поле. Боялся, что потребуется искать зарядки, разъёмы не подойдут и понадобится «арсенал» переходников. Ну и никто не отменял страх очередей на ЭЗС и бесцельного ожидания…
Все мои опасения не оправдались. Зарядки в Европе везде: суперчарджеры и медленные «столбики» стандартные — подключаются к европейской Model Y без адаптеров. Очередей в 2022-м я не видел ни разу, хотя в перспективе они могут появиться. «Заправка» на суперчарджерах настолько быстрая (25—30 минут), что не всегда хватает времени на отдых — кофе и перекус.
— Существенный дискомфорт вызывает отсутствие минимальной инфраструктуры на некоторых (15—20% из всех) суперчарджерах. Ни туалета, ни кофе — только парковка и зарядки.
Ну и, конечно, отдельная история — это цены. За 2022 год они выросли в три раза, а бесплатных зарядок, коих раньше было много, почти не осталось. Правда, подписки с фиксированными прайсами в разных приложениях позволили удержать стоимость на уровне 38 центов за 1 кВт⋅ч.
— Наверное, хотите спросить, каково путешествовать по Европе на «Тесле»? — лукаво интересуется Виктор. — Хватает запаса хода? Да, хватает — и сполна! Дорога в 1 000 км по трассе обычно занимает 10—11 часов и почти не зависит от скорости.
Перед поездкой имеет смысл зарядиться до 100%. Далее каждые два-три часа (250—350 км) водителю необходимо делать остановки для отдыха — чтобы размяться, сходить в туалет, немного перекусить и выпить кофе. Это занимает 20—30 минут, то есть как раз время зарядки на суперчарджере. Если спешите, то не стоит достигать больше 80% — темп «заправки» затем существенно падает.
— Самая эффективная скорость на трассе — 100—110 км/ч. Можно поехать быстрее и выиграть немного времени, но его потом потратите на подзарядку.
Если бы мне предложили поменять батарею 75 кВт⋅ч на более ёмкую бесплатно, я бы отказался. Для себя не вижу смысла увеличивать интервалы пробега между зарядками до четырёх-пяти часов. Это не сократит время в пути, так как большая ёмкость потребует больше времени на ЭЗС. Немаловажно, что это добавит к весу машины лишние пару сотен килограммов.
Мой опыт эксплуатации показал, что Long Range — идеально сбалансированная для дальних поездок версия. По тысяче километров за день проезжал часто, поэтому в пути выработался именно такой алгоритм.
— В горах энергопотребление «Теслы» фантастически низкое в сравнении с ДВС. Почти весь перерасход на подъём компенсируется рекуперацией при спуске. Если навигатор предлагает два маршрута с одинаковым временем — объездной с высокой скоростью или прямой с низкой, то для машины с ДВС экономней будет первый, а для Tesla — второй.
В пробках при включённых «климате», компьютере и музыке машина расходует очень мало энергии.
«В Нидерландах дёшево не обходится даже велосипед»
Надо сказать, что наш герой подготовился к материалу основательно, сделав немало графиков и диаграмм, отражающих эффективность электромобиля.
— С первого дня я веду полный учёт расходов в приложении ARBA Auto, которое как раз подсчитывает все потери и вычисляет необходимые мне показатели. Таким образом, реальный средний MPGe (коэффициент эффективности) за первый год составил 100 миль. Чтобы вы могли сравнить: VW Golf с мотором 1.4 и АКПП имеет официальный MPG всего 32 мили.
Средний расход у меня составил 20,21 кВт⋅ч на 100 км, а минимальный доходил до 14,33 кВт⋅ч, что просто отлично.
— В Нидерландах дёшево не обходится даже велосипед, не говоря уже о машине.
Однако для меня важно было выйти на уровень ниже каршеринга, то есть примерно €2 за километр. В этом плане «Тесла» тоже имеет хорошие показатели, хотя в абсолютном выражении владение новой машиной всё равно дорогое удовольствие.
— Тем не менее преимущества у электромобиля имеются! Например, нулевой налог на покупку электрокара (субсидии есть, но не для дорогих авто), нулевая ставка в ежегодном налоге на владение машиной, мизерные расходы на обслуживание, а также низкие траты на топливо благодаря высокой энергоэффективности (у меня — 8 евроцентов на километр).
Амортизация самого автомобиля за 2022 год составила примерно 15% против обычных 25—30%.
— Из минусов: более дорогая страховка, чем для обычных машин. Мне она обошлась в €200 в месяц. В новом году будет уже €185.
Из ощутимых дополнительных расходов — защита машины плёнкой (€4 600), а также покупка зимних шин, цепей и набора ковриков (€1 650). Приличных денег требует парковка. Суммируем всё: расходы на километр составили в среднем за год €1,38.
В том числе дорожные траты (зарядки, платные трассы) — 26 центов. И вот из них только 8 — непосредственно «заправка».
— Опыт путешествий по Европе показал, что существенная доля дорожных расходов — это платные участки, туннели и парковка. А на топливо тратил только 30% от этой суммы.
«Тесла» оказалась невероятно экономной в части затрат на энергию. Стоимость одного километра составила всего лишь 8 центов.
— Один из самых важных показателей всей экономии — стоимость владения автомобилем. В первый год она составила €19 000. Для премиальной машины ценой более €70 000 и с пробегом 20 тысяч километров — просто отличное значение. Для сравнения: популярный VW Golf за €30 000 с расходом 5,6 литра на «сотню» при пробеге 10 тысяч километров за указанный период обойдётся примерно в €11 000.
Ещё один интересный и мотивирующий к путешествиям показатель — сумма простоя машины в сутки. В моём случае день отдыха авто под окном вышел в €40,75.
**
По мнению Виктора, Tesla Model Y — практически идеальный автомобиль. Красивую картинку нарушает лишь плохой сервис «Теслы» в Европе, что мужчина считает серьёзной проблемой. За более чем год эксплуатации владелец наездил свыше 21 тысячи километров.
— Я протестировал машину в жару и мороз, в городе, на трассе и в горах. После замены теплового насоса с «электричкой» больше не было никаких проблем. Абсолютно везде она показала себя только с лучшей стороны. Думаю, это отличный семейный автомобиль, созданный для дальних поездок, которые с таким гаджетом становятся очень занимательными.