Степану Александровичу из Гродно — 70 лет. Но не торопитесь относить его к категории «памяркоўных» пенсионеров. Мужчина ещё даст фору любому другому на несколько лет его моложе. Не верите? Загибайте пальцы! Гродненец продолжает активно работать в такси — это раз. Пару лет назад он решил соответствовать духу времени и пересел на электромобиль — это два. Благодаря такой идее он экономит на обслуживании машины и заправке, тем самым увеличивая свой ежедневный чек дохода, — это три!
Журналисты av.by отыскали одного из первых водителей «электрички» с «шашечками» в Гродно. Спросили о реакции пассажиров, а также о том, сколько удаётся заработать и сэкономить на обслуживании такси исключительно на электротяге.
— Как будете ехать, наберите меня: я снимусь с линии и пообщаюсь с вами, — бодро говорит нам Степан Александрович по телефону.
Уже тогда от будущего собеседника повеяло какой-то лёгкостью и спокойствием. И мы не ошиблись! На парковке около гродненского ЗАГСа быстро отыскали нужное нам такси. И это не Volkswagen Polo, которые десятками кружат по городским улочкам. Перед нами — Nissan Leaf. Довольно редкий электрокар в Гродно.
Не берёмся утверждать, но, по нашему мнению, «Ниссан Лиф» в парках такси можно пересчитать по пальцам одной руки. Во всяком случае, видеть на улицах города над Неманом его приходится крайне редко.
— Я в такси уже 15 лет! Работал очень много, даже фирму открывал, а потом здоровье пошатнулось — пришлось отойти от дел, — рассказывает водитель гродненского электрокара.
Сейчас Степан Александрович «только подрабатывает». Говорит, лучше так вот за рулём, нежели сидеть и грустить дома! Поэтому в светлое время суток гродненский пенсионер выезжает на линию потаксовать. Три года назад специально для этих целей мужчина обзавёлся «Ниссаном» на батарейках.
— Эту машину покупал специально для нужд такси. Какие главные критерии были? Ремонтопригодность, удобство для пассажиров и, конечно, экономичность! Долго думал, какой автомобиль взять. И вот остановился на «электричке».
Niissan Leaf брали в Литве. За электрокар 2013 года с батареей на 24 кВт·ч мужчина заплатил $7 200. Пробег на то время не превышал 70 000 км. Первое время, вспоминает гродненец, пассажиры, увидев «зелёные» номера, очень удивлялись.
— Ездишь всю смену и только рассказываешь про авто. Честно говорю: уставал твердить одно и то же! Но сейчас гродненцы привыкли к моей машине, вопросов особо не задают.
— Вы в такси давно. Наверняка ездили на автомобиле с газовым оборудованием. Насколько на «электричке» экономнее таксовать? Или раз на раз не приходится?
— Да, на машинах с ГБО работал. Ездить дешевле, чем на бензине, но дороже обслуживание. А на этом «Ниссане» сумма на «заправку» даже ещё меньше! Но самое главное — здесь нет привычных расходников: ремень ГРМ не надо менять, масло в двигателе — тоже. Единственная статья расходов — это электроэнергия. В остальном всё просто: два режима движения вперёд — Drive и, как я называю, пенсионерский Eco. Традиционной коробки передач здесь нет, установлен одноступенчатый редуктор. Так вот, в нём масло нужно обновлять раз в 40 000 км. Литр стоит 30 рублей. И больше никаких расходников!
— Сколько длится ваша рабочая смена и хватает ли заряда батареи?
— У меня как таковой смены нет. Я работаю ровно столько, сколько могу. Раньше это была моя основная работа. Выходишь, помню, из машины, а у тебя земля из-под ног уходит. Сейчас такого нет, — говорит таксист. — Обычно заряжаю батарею на 10 рублей — этого хватает на 150 км. То есть в среднем на 23 заказа.
— Какова средняя стоимость заказа? Сколько удаётся заработать?
— Три рубля, наверное, обычно за заказ выходит… Сколько зарабатываю? А давайте заглянем в приложение! — говорит Степан Александрович.
Мужчина достаёт из кармана смартфон и показывает нам свой аккаунт в «Яндексе». Надо сказать, гродненец работает в фирме официально, налоги вычитываются сразу же. Всё остальное — чистая прибыль таксиста.
— Сегодня я выполнил семь заказов, а моя чистая прибыль — 23 рубля. К примеру, за прошлый месяц вышло 1 133 BYN. Но, повторюсь, я работаю столько, сколько могу себе позволить. То есть только днём, ночных смен у меня нет… По выходным тоже редко выезжаю. Думаю, больше 2 000 рублей на личном автомобиле в такси реально заработать. Это если таксовать на всю катушку!
— А как вы можете оценить инфраструктуру для электрокаров в Гродно?
— Сейчас всё хорошо! У каждого торгового центра по несколько ЭЗС. Правда, зимой было проблематичнее. Я заряжался на «быстрых» станциях, минут 40 шёл процесс, а вот летом чуть скорее. Кофе выпил, булочку съел — Nissan заряжен! Сейчас появились и «медленные» зарядки. Вот на них авто подпитывается уже три-четыре часа, но зато так лучше для батареи.
— А с нюансами сталкивались при обслуживании этой машины?
— В электрокарах самая большая проблема — электродвигатель. Толковых специалистов по таким автомобилям у нас в Гродно мало. К примеру, у меня сейчас есть вопрос с батареей. После покупки я сразу же поменял её на новую. Так вот, она выдаёт запас хода почти в два раза меньше заявленного! Раньше это было 300 км, теперь — максимум 150. Общаюсь с компанией, которая производила замену, — они не признают ошибку! В остальном по подвеске — обыкновенный «Ниссан». Для города отличный вариант, а для дальних поездок есть проверенный временем «Форд».
— А как минусовые температуры отражаются на запасе хода?
— Этой зимой пару дней было шестнадцать градусов мороза, так Nissan Leaf еле-еле 80 километров осилил! А когда на дворе стабильный плюс, выходит больше в два раза.
— Какие ещё преимущества, кроме экономии, можете выделить в электрокаре для работы в такси?
— Здесь большой багажник. В том же VW Polo или Renault Logan установил баллон ГБО, и всё — ни коляску, ни чемодан уже не положишь. А здесь — пожалуйста, места всем хватит. Подвеска очень простая. Рычаги, подшипники, шаровые… На любую СТО приезжаешь, и проблем нет. Ну и скорость машина набирает быстро. Как будто на самолёте взлетаешь! Пассажиры именно это ценят. В общем, я очень доволен. Решить бы ещё вопрос с батареей, так лучше авто для такси и не придумаю.
— Может, проедемся? Сами убедитесь! — предлагает Степан Александрович.
Верим на слово гродненскому таксисту и говорим, что в следующий раз при вызове автомобиля надеемся увидеть именно его.
— Поговорили, значит, я тогда поехал. Когда вы позвонили, у меня заказ был... Я человеку отказал. За это у меня десять баллов система сняла в рейтинге. Ну да ладно, я их быстро наверстаю! — улыбаясь, говорит Степан Александрович, садится в электрокар и бесшумно отъезжает в поисках другого клиента.
Ну а мы желаем ему, чтобы этот пассажир оказался человеком сговорчивым и стоимость заказа получилась побольше, чем озвученные три белорусских рубля.