Как самосуд над аферистом, совершенный зимой 1996 года, закончился страшным убийством, за которое один из обвиняемых предстал перед судом лишь спустя четверть века, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
Много лет Владимир занимался бизнесом, связанным с куплей-продажей. Он реализовывал все, что только можно было реализовать, — продукты, бытовую технику, автомобили, одежду. Мужчина неоднократно привлекался к уголовной ответственности, а по своей натуре был весьма лживым человеком. С целью извлечь для себя выгоду без зазрения совести мог обмануть родственников и друзей.
— Большую часть денег, которую он зарабатывал, присваивал себе, — рассказывает начальник следственного управления УСК по г. Минску Владислав Любаскин. — Например, с племянником Андреем занимался продажей мяса. Молодой человек его разделывал, а Владимир реализовывал, забирая при этом прибыль себе.
Еще с одним родственником, Максимом, он сдавал квартиру. Квадратные метры принадлежали свояку, а Владимир подыскивал жильцов. Владелец недвижимости практически не видел денег от аренды, поскольку предприимчивый мужчина присваивал их себе, обманывая, что потратил средства на содержание жилья, или же обвиняя квартирантов, которые якобы вовремя не внесли плату либо съехали, не рассчитавшись.
Его приятель Евгений занимался продажей автомобилей. Как-то он передал Владимиру Mitsubishi, который тот обещал отогнать племяннику для ремонта. С тех пор авто бесследно исчезло.
Все эти люди были между собой хорошо знакомы. Однажды Андрей с Максимом приехали в гости к Евгению и его супруге Юлии. Выпивая, хозяин квартиры поинтересовался у Андрея, как скоро тот завершит ремонт Mitsubishi. Молодой человек удивился: автомобиль Владимир ему не пригонял. И вдруг вспомнил, что дядька накануне продал кому-то «японца».
Поняв, что Владимир всех обводит вокруг пальца, подогретые алкоголем мужчины позвонили аферисту и под надуманным предлогом пригласили в гости, чтобы вывести на чистую воду.
Когда тот появился на пороге, они стали требовать у него деньги. Владимир всячески пытался выкрутиться, но безуспешно. В какой-то момент словесная перепалка переросла в драку: Евгений несколько раз ударил Владимира, а после надел имевшиеся у него наручники на обманщика и затащил того в ванную, чтобы продолжить избивать там.
Андрей попытался успокоить разгневанного хозяина квартиры, и на некоторое время конфликт прекратился. Владимир остался в ванной, а компания вернулась за стол и продолжила выпивать.
— Избитому мужчине удалось снять наручники и выбраться из заточения, — продолжает В. Любаскин. — Когда Андрей вышел из кухни, то столкнулся в коридоре со своим дядькой, который дважды ударил его ножом, что носил с собой. К ним подбежал Евгений и попытался забрать нож, но, схватившись за лезвие, порезал руку. Владимир успел вонзить клинок приятелю в паховую область. Оставшиеся у мужчины шрамы позже будут расценены следствием как одно из доказательств.
Андрей схватил швабру и стал ею бить родственника, нанеся тому не менее 30 ударов, большинство из которых пришлись по жизненно важным органам. Владимир выронил нож, но его схватил Евгений и ударил афериста в грудь.
После эксперты констатируют: в тот момент Владимира еще можно было спасти. Истекающий кровью мужчина пытался выйти из квартиры, но пьяная компания вернула его обратно и как ни в чем не бывало продолжила застолье.
Утром приятели обнаружили в коридоре бездыханного Владимира и решили избавиться от тела. В лесополосе неподалеку от агрогородка Гатово они сожгли его окровавленную одежду, а тело присыпали снегом.
— В квартире в момент убийства находились трое детей — 6, 7 и 10 лет, — говорит В. Любаскин. — Очевидцами преступления они не были, но видели лужи крови, слышали, как ругаются взрослые. Когда злоумышленники вернулись из Гатово, то заставили ребят замывать кровавые следы и выносить из квартиры мусор.
Евгений и Юлия в тот же вечер впопыхах собрали вещи и уехали в Казахстан. Детей без еды и средств к существованию они заперли в квартире. Старшей девочке, дочери Евгения от первого брака, удалось выбраться и убежать к маме. Она находилась в шоковом состоянии и не подумала о малышах. Их плач и стук в дверь спустя сутки услышали соседи и вызвали милицию. Позже ребят передали на воспитание родственникам.
Так вскрылось страшное убийство. Андрея и Максима в скором времени задержали. Племянника Владимира тогда осудили за убийство при отягчающих обстоятельствах с особой жестокостью, он получил наказание в виде 12 лет лишения свободы. Мужчина уже освободился и завел семью.
Максима судили за сокрытие преступления. Он также отбыл назначенное наказание, а в 2002 году умер. Причина тому — пристрастие к спиртным напиткам.
— Супругов, бросивших детей, объявили в розыск: сначала в межгосударственный, потом в международный, — рассказывает собеседник. — В 2001 году в Казахстане задержали Юлию, которую также обвиняли в сокрытии преступления. Однако в Беларусь ее не экстрадировали, поскольку к тому времени истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Евгения задержали в сентябре 2020-го, а в феврале 2021-го выдали белорусским правоохранителям.
Спустя четверть века столичным следователям удалось доказать его причастность к тому жестокому убийству — они полностью восстановили картину произошедшего. Были проведены многочисленные экспертизы, осмотры, очная ставка между Евгением и Андреем, допрошены другие свидетели преступления. Кроме того, был доказан факт купли-продажи Mitsubishi, из-за которого, по сути, и начался конфликт.
За убийство при отягчающих обстоятельствах с особой жестокостью суд назначил Евгению наказание в виде 13 лет лишения свободы.
Сегодня в производстве УСК по г. Минску еще есть нераскрытые уголовные дела прошлых лет. В основном это преступления, совершенные в лихих 90-х либо в начале нулевых. Сотрудники постоянно возвращаются к ним, поскольку меняется тактика проведения следственных действий, внедряются современные технологии, появляются новые виды экспертиз.