Что такое транспортный налог, автовладельцам более-менее понятно, но нам часто задают вопросы по поводу утилизационного сбора. Для чего он нужен и кто должен его платить? Разбираемся.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Что есть утильсбор
В переводе со сложного языка юридических формулировок утильсбор нужен для того, чтобы в бюджете были средства для утилизации автохлама. Ввели этот сбор 4 февраля 2014 года "с целью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального использования отходов в гражданском обороте в качестве вторсырья".
Утилизационный сбор считается за каждое транспортное средство отдельно, заплатить его нужно лишь один раз. Контролируют уплату сбора не только налоговики, но и таможенные органы. Если не заплатить утильсбор, то ввезенный транспорт просто не поставят на учет в ГАИ.
Как считается утильсбор
Размер утильсбора зависит от категории транспортного средства, года выпуска автомобиля, объема двигателя, полной и разрешенной массы транспортного средства. Однако в случае с физлицами учитывается лишь возраст машины (в том числе электромобиля). "Шаг" сбора таков: до 3 лет, от 3 до 7 лет, старше 7 лет. В зависимости от этих данных сумма сбора колеблется от 544,5 до 1225,1 рубля. Если машину ввозит юрлицо, то еще учитывается объем двигателя в кубических сантиметрах, а также полная масса ТС, и в этом случае сумма сбора в разы выше.
Кто платит, а кто – нет
Утилизационный сбор должны платить организации и физлица (ИП в том числе), которые приобретают в собственность транспортные средства:
- ввозимые (или ввезенные) в Республику Беларусь для личного пользования;
- ввозимые (ввезенное) и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- ввезенные в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащие регистрации в нашей стране.
Утильсбор не насчитывается, если:
- транспортное средство произведено в Беларуси и отчуждается за пределы нашей страны;
- это переоборудованная техника на базе той, что ранее регистрировалась в стране;
- это переоборудованный транспорт, который уже ввезли в Беларусь и за который уплатили сбор;
- это достроенный транспорт на территории Беларуси на базе шасси, за которое уже уплачен сбор;
- это достроенное ТС на базе шасси и передаваемое за пределы Республики Беларусь заказчику;
- ТС зарегистрировано до 1 марта 2014 года;
- ТС выпущено в свободное обращение или помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с декларациями, которые зарегистрированы до 1 марта 2014 года.
Освобождаются от уплаты утильсбора транспортные средства:
- ввозимые в качестве иностранной или международной безвозмездной помощи;
- ввозимые и предназначенные для пользования дипломатическими и консульскими учреждениями;
- произведенные в Беларуси организациями, которые обязуются обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образующимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств;
- ввозимые в Беларусь и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства (за исключением тех, за которые уже уплатили утильсбор);
- ввозимые в Беларусь и обращенные в собственность (или доход) государства (за исключением тех, за которые уже уплатили утильсбор);
- ввозимые и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и/или процентов;
- предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами (за исключением тех, за которые уже уплатили утильсбор);
- задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;
- в иных случаях, определяемых президентом.