Наконец-то наступила настоящая зима! В последние дни морозы стояли крепкие — вплоть до −27 °С. Для автовладельцев это чревато проблемами с запуском мотора. Любой уважающий себя «дизелист» стремится вовремя подготовить свой автомобиль к подобным капризам природы. Но в эти дни каждый второй точно задумался: «А заведётся ли моя машина после холодной январской ночи?»
В связи с доселе невиданным похолоданием мы отправились в рейд по АЗС на поиски зимней солярки (а вдруг кто-то не успел заменить летнее дизтопливо на зимнее?). Узнали, какое ДТ предлагают на разных заправках, а также поговорили с водителями «дизелей», адресовав им один простой, но очень важный вопрос: наша белорусская солярка не мутнеет, не густеет в такой лютый мороз?
Подъезжаем к колонке United Company недалеко от МКАД. Отмечаем, что в разгар буднего дня машин почти нет, а те, что есть, заливают бензин. С трепетом ожидаем первого «дизелиста»...
Спустя десять минут нам везёт — рука автоледи, только подъехавшей на Mercedes-Benz к колонке, тянется к заправочному пистолету со значком ДТ. Не теряя времени, выходим из машины и идём общаться.
— Сейчас на улице сильный мороз. Около −17 °С точно! Есть у вас какие-то нарекания на качество белорусской солярки?
— Нет! Заправляю свою машину здесь регулярно уже четыре года. За это время никаких злоключений не происходило. По утрам авто всегда заводится исправно. При этом я всегда заливаю в бак обычный «дизель». Правда, в такую погоду лучше перестраховаться, если на АЗС выбор есть! — смеётся девушка.
— А сколько литров ДТ обычно льёте в бак?
— На 50 белорусских рублей. Этого мне на несколько дней хватает. У меня были машины и на бензине, и на газе, но проблем с ними зимой никогда не возникало!
Заходя внутрь АЗС, замечаем: на полках стоит «Керосин», а также специальные присадки для дизельного топлива. Сотрудники говорят, что люди иногда интересуются этими баночками, но не особо часто. Впрочем, и мы у отдела с антигелями и другими присадками посетителей не находим. Поговорить здесь больше не с кем. Двигаемся дальше!
Следующая остановка уже за городом — на АЗС «Белоруснефть». Здесь машин побольше. Сразу же видим мужчину, который заправляет синий Volkswagen Сrafter дизельным топливом.
— А есть ли между ДТ со снежинкой и простой, более дешёвой соляркой какая-нибудь разница? — интересуемся у водителя.
— Единственное различие — это минус, при котором топливо может работать. Других нюансов не замечал. «Соляру» я обычно не нюхаю. Да и на вкус тоже не пробую! — смеётся мужчина. — Заправляю пока что свою машину простым ДТ-З-К5, поскольку у нас в Минске мороз не такой сильный, как в регионах. Проблем не наблюдаю!
— То есть и за последние несколько суток никаких вопросов с холодным пуском мотора не было?
— Нет! Каждое утро у меня начинается одинаково: сел, завёл, прогрел и поехал! Никаких нареканий насчёт белорусского горючего у меня нет. Присадками не пользуюсь. Если машина исправна — лишнее всё это.
— Много топлива обычно заливаете в бак?
— Литров 40! Но я работаю в коммерческой организации, нам выдают специальные чипы, по ним и заправляемся.
— На ваш взгляд, следует ждать увеличения стоимости топлива в Беларуси в ближайшее время?
— Думаю, оно подорожает! Вот уже и акцизы повысили с нового года. Значит, и цена бензина с соляркой будет расти...
Прощаемся с мужчиной и заходим внутрь АЗС. На полках представлен лишь «Керосин», других особых спецжидкостей нет. «Разобрали!» — заверяет нас работник предприятия.
Заезжаем на АЗС «Газпромнефть», чтобы расспросить «дизелистов» и здесь. Как назло, тарахтящие иномарки с чёрным дымком из выхлопной трубы проезжают мимо, приходится ждать... Дабы не терять время, решаем пообщаться с заправщиком, который одиноко мёрзнет у заправочной колонки.
— И не холодно вам так долго находиться на улице? Мороз же лютый!
— Стою, дрожу! Ну а что делать? Такая у меня работа, — усмехаясь, отвечает собеседник.
— Часто сегодня приезжали дизельные авто? Что заливают в бак?
— Да, много машин было. Все заправляются «дизелем» «Евро» — тем, который подешевле. Пока никто не жаловался! Хотя он рассчитан на температуру до −20 °С, для города лучше и не надо.
Заходя внутрь, замечаем на прилавке один вид антигеля, выполняющего функцию профессиональной присадки для ДТ.
— А «Керосин» у вас есть? — интересуемся у сотрудницы за кассой.
— Знаете, был. Вот буквально вчера разобрали! В последнее время очень много желающих купить эту жидкость. Ждём поставки новой партии, заезжайте завтра или послезавтра, — улыбается женщина.
Обязательно заедем, но как-нибудь в другой раз!
АЗС компании «А-100» — четвёртая точка нашего маршрута. Заправка находится в пределах МКАД. Плавно заруливаем в поисках дизельных авто. Так, кто тут есть у нас...
— Заливаете зимой дорогое ДТ-З-К5 со снежинкой или солярку подешевле? — спрашиваем мужчину, который стоит у колонки.
— Начиная с ноября только ДТ со снежинкой! Просто не хочу, чтобы случались форс-мажоры. И этому топливу я доверяю.
— А пользуетесь присадками, антигелями?
— Нет. Только видел на заправках разные баночки, но сам никогда их не брал.
— Сколько горючего обычно заливаете в бак?
— Как кошелёк позволяет! Могу 15 литров солярки плеснуть, а могу и все 30, — смеётся водитель.
— Как думаете, топливо в Беларуси в этом месяце подорожает?
— Надеюсь, что ни в этом, ни после него! В прошлом году в мае вроде бы цены повышали. Давно это было... Да и я уже привык к цифрам, которые сейчас установлены на АЗС. Изменений в этом плане не хотелось бы!
Внутри магазина на заправке из присадок ничего не находим. Даже «Керосин» не завезли! Хотя в преддверии холодов, возможно, и здесь его разобрали. Немного погревшись внутри, едем дальше.
Последняя точка нашего маршрута — АЗС «Лукойл». А здесь складывается такое впечатление, будто каждый второй заправляет свою машину «дизелем»! Идём общаться.
— Имеются ли у вас какие-либо претензии к качеству ДТ на белорусских заправках?
— Ну, вот не везде есть продукт со снежинкой! Иногда заезжаю на другие станции, а этой солярки нет. Приходится отправляться в иное место. Со всем остальным полный порядок, — отвечает мужчина.
— Автомобиль всегда заводился в мороз или уже были проблемы этой зимой?
— Всегда заводился! Как видите, и сегодня на колёсах. Главное — машину вовремя обслуживать, следить за ней. Тогда и вопросов не возникнет!
— А что думаете о возможном повышении цен на топливо? Вот и акцизы подросли...
— Ну да, акцизы подняли... Значит, прогнозировать можно что угодно. Только, пожалуй, я на этот счёт говорить ничего не буду.
Прощаемся с собеседником и подходим к женщине, которая заправляет авто у соседней колонки.
— Сейчас на улице −14 °C. Каким видом ДТ решили «накормить» машину?
— «Дизелем» со снежинкой! Вообще, зимой стараюсь заливать в бак только его, — отвечает нам автоледи.
— Здесь чаще бываете или на другие станции заезжаете тоже?
— Какая АЗС на пути попадётся, на той и останавливаюсь. Цены же везде одинаковые! — смеётся женщина. — Обычно заправляюсь рублей на 50—70, иногда на 100, если долгая поездка намечается.
— Ваш Mercedes-Benz сейчас без проблем заводится?
— Да, без вопросов. У меня и с бензиновым мотором автомобили были, но на «дизеле» дешевле ездить получается! Это общеизвестный факт.
Внутри АЗС, осматривая прилавки, натыкаемся на две разновидности присадок для дизельного топлива. Продавец-консультант, замечая наш неподдельный интерес, подходит ближе.
— Интересует что-то конкретное?
— Смотрим, что у вас есть в наличии. Вот заметили импортные присадки, а наш белорусский «Керосин» у вас есть в продаже?
— Был, но разобрали... Если у вас машина новая, я бы всё же советовал разбавлять топливо специальными присадками, «Керосин» и бензин добавлять только в бак старых авто, — рекомендует нам продавец.
Так как ставки на бензин и «дизель», а также масла моторные действительно с нового года увеличились на 6% и очевидно, что вопрос возможного подорожания топлива волнует каждого автомобилиста, мы обратились в компанию «Белнефтехим».
— Ранее на белорусских АЗС встречалось ДТ «Арктика». Почему оно исчезло?
— Такое название не использовалось в официальных документах, его можно считать бытовым. Возможно, слово «Артика» удобнее использовать, чем правильное техническое название ДТ-З-К5. Дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными свойствами ДТ-З-К5 (класс 2) с предельной температурой фильтруемости не выше −32 °C и температурой помутнения не выше −22 °C предназначено для применения в период существенного снижения температур окружающего воздуха.
— А на всех ли заправках «Белнефтехима» есть ДТ-З-К5 класса 2 (со снежинкой)?
— Зимнее дизельное топливо ДТ-З-К5 класса 0 реализуется на каждой АЗС (оно имеет предельную температуру фильтруемости −20 °C, температуру помутнения −10 °C). ДТ-З-К5 класса 2 продаётся на станциях, где имеется техническая возможность такой реализации (есть резервные ёмкости и топливораздаточное оборудование). Данным требованиям удовлетворяет каждая вторая АЗС сети, при этом они равномерно распределены по территории страны.
— Подорожает ли горючее в ближайшее время в связи с увеличением акциза?
— Изменение стоимости топлива в Беларуси пока не планируется.
— С какой периодичностью делается забор вещества на проверку предельной температуры фильтруемости на АЗС ПО «Белоруснефть»?
— В системе действует многоступенчатый контроль качества топлива. Выходной контроль качества продукции обеспечивает НПЗ, качество поступившего горючего проверяют после его прибытия на склады хранения нефтепродуктов, там осуществляется отбор проб из резервуаров и проводится их анализ в лабораториях организаций нефтепродуктообеспечения ПО «Белоруснефть». Кроме того, не реже одного раза в месяц пробы топлива отбираются из резервуаров АЗС и анализируются.
— Планируется ли в этом году выводить новый сорт «дизеля» либо бензина?
— Сегодня белорусские НПЗ выпускают всю линейку автобензинов (АИ-92-К5, АИ-95-К5, АИ-98-К5, АИ-100-К5) и дизельного топлива (летнее ДТ-Л-К5 сорта С, зимнее ДТ-З-К5 класса 0, ДТ-З-К5 класса 2). Все производимые виды вещества соответствуют самым высоким требованиям регламентов Таможенного союза (класса 5 ТР ТС 013).
— Также напомним, что в конце 2022 года благодаря проведённой модернизации и применению новых катализаторных систем белорусские НПЗ начали выпуск улучшенного вида зимнего дизельного топлива ДТ-З-К5 класса 0 взамен ранее отгружаемого зимнего ДТ-З-К5 сорта F. Новый вид горючего обладает улучшенными низкотемпературными характеристиками. При его постановке на производство были учтены рекомендации производителей автомобильной техники, последние применяемые ими решения в улучшении работы топливных систем ДВС, а также пожелания и запросы наших потребителей. Принципиальным отличием нового вида зимнего дизельного топлива (по сравнению с ранее выпускаемым ДТ-З-К5 сорта F) стало нормирование наравне с предельной температурой фильтруемости также температуры помутнения.