«Заяц» выживет, кондуктор – вряд ли…

21.01.2020 21:39
Транспорт

Будет ли введена повременная оплата проезда в общественном транспорте? Вернут ли на линию кондукторов? И когда по брестским улицам станут ходить электробусы? На эти и другие вопросы, интересующие горожан, искал ответы журналист «Вечерки», побывавший на коммунальном предприятии «Брестгортранс».

Контролёр

Именно здесь, в Северном городке, сосредоточен ЦУП, центр управления перевозками, куда посредством современной связи поступает вся информация о выходе на линию автобусов, троллейбусов и маршруток. Впрочем, проследить навигацию транспортных средств может теперь каждый пассажир, у которого есть смартфон. А на так называемых «умных» остановках высвечивается время, оставшееся до прибытия рейса. Кстати, ходят автобусы и троллейбусы строго по расписанию. Последнее к этому препятствие было устранено с пуском новой развязки на Брестских Дивизий - автобусы, следующие на Дубровку, на Речицу и обратно, больше не стоят в пробках в ожидании поездов. Еще одним новшеством стало использование, впервые в Беларуси, электронной системы оплаты (TIX), которая действует в Бресте на протяжении полутора лет. И если в 2018 году с ее помощью оплатили проезд 2385 пассажиров, то в 2019-м уже 106 895. В «Брестгортрансе» убеждены: будущее именно за электронными системами оплаты.

Как это работает?

Пассажир скачивает и устанавливает на своем смартфоне специальное приложение TIX, при помощи которого производит приобретение электронного билета - в этот момент с его банковской карточки списывается цена одной поездки (сейчас это 60 копеек).

В транспортном средстве производится гашение билета (через установленные в транспортном средстве датчики либо через QR-код). Во время контроля обладатель такого электронного билета вправе предъявить его на дисплее смартфона, рассказывает директор «Брестгортранса» Алексей Жогал. Возможность оплатить проезд имеется на всех автобусных и троллейбусных маршрутах. Данное приложение набирает популярность и имеет широкие перспективы в будущем для внедрения гибкой системы тарифов. Идет проработка вопроса по введению тарифов на 5, 10 поездок и по определенному временному интервалу.

- Если в момент контроля отказала техника, села батарея или возникли другие технические сложности, как доказать, что вы не «заяц»?

Прежде чем производить оплату посредством системы TIX, лучше, конечно, убедиться, что ваш смартфон бесперебойно работает, а батарея заряжена, чтобы в случае контроля связь не прервалась. Но ситуации бывают всякие. Если все же случился конфуз и вы не можете показать контролеру электронный билет, наш сотрудник обязан составить протокол. Поскольку вся информация о совершенных операциях сохраняется в памяти смартфона, вы сможете предоставить ее сотрудникам службы контроля, как только связь будет восстановлена - в этом случае все претензии к вам снимаются.

Будет ли внедрена система почасовой оплаты проезда?

Такие планы в «Брестгортрансе» есть. Современные технологии позволяют фиксировать время начала и завершения поездки при помощи датчиков, а также специального QR-кода. Соответственно, пассажир оплачивает время, фактически проведенное в автобусе или троллейбусе. Перевозчику такая система позволяет полноценно изучить пассажиропоток, в зависимости от времени суток, не прибегая к услугам счетчиков.

«Умных» остановок станет больше?

Сейчас система диспетчерского управления в рамках единой информационной системы действует на пяти остановках в центральной части города. На них установлены специальные табло, где высвечивается вся информация о времени, через которое данный маршрут прибудет на остановочный пункт. В «Брестгортрансе» намерены продолжить такую практику. Не везде, конечно, - это слишком дорого. Но там, где пассажиропоток более высокий, такие информационные табло будут появляться. Кроме того, при помощи приложения IBA-group Транспорт BY любой пассажир, находясь на любом остановочном пункте, может увидеть на своем смартфоне информацию о времени прибытия того или иного транспорта в режиме онлайн.

Появятся ли отдельные полосы для движения общественного транспорта?..

Тема, которая давно назрела. Ведь в Бресте, как и в других больших городах, существует так называемая проблема замкнутого цикла. Люди не пользуются услугами общественного транспорта, потому что добраться из точки А в точку Б на личном авто для них явно быстрее. Машин на улицах в часы «пик» становится, таким образом, еще больше, общественный транспорт попадает в те же пробки и ходит еще медленнее. Выходом могли бы стать отдельные полосы для движения общественного транспорта, хотя бы на тех многополосных улицах, где это возможно. Руководство гортранса такую идею поддерживает и всячески продвигает. Услышат ли власти?

...и электробусы?

По словам Алексея Жогала, концепция электробусного движения в Бресте разрабатывается. Причем в ее основу положено использование инновационного принципа зарядки батареи непосредственно в депо, которой хватило бы на целый день работы, или примерно на 260-270 км пути. В рамках Бреста это около 20 рейсов, к примеру по маршруту «Автовокзал - ЦГБ» в обоих направлениях. В таком режиме не нужно будет заряжать батарею на конечных остановках в течение дня - соответственно, уменьшатся интервалы движения электробуса. На предприятии «Белкоммунмаш» обещают решить эту проблему в ближайшие несколько лет. Если позволят финансы.

Как решать проблему безбилетников и не вернутся ли в салоны «старые добрые кондукторы»?

Платить за проезд надо. Всегда и безо всяких «но»... Это аксиома, которую, к сожалению, некоторые все еще пытаются оспаривать при встрече с контролером. Находят массу отговорок: «я же всего одну остановочку», «не успел купить... пробить», «а вы меня не имеете права задерживать». В цивилизованных странах, на которые мы любим ссылаться, подобные объяснения выглядят нелепо. В Германии, например, проезд без билета на общественном транспорте - это уголовно наказуемое преступление (статья 265-а Уголовного кодекса ФРГ). А многие наши пассажиры еще и гордятся тем, что стали участниками «антиконтролерской» группы в социальных сетях.

Так, может, с учетом нашей ментальности, стоит вернуть кондукторов на линии? Вот что говорит Виктория Карпович, начальник контрольно-ревизионной службы «Брестгортранса»:

«С одной стороны, это шаг назад. Ведь у пассажиров сегодня столько возможностей для оплаты поездки. Помимо традиционных разовых талончиков и проездных, которые можно купить как в киосках ГП «Брестгортранс», так и в других торговых точках по всему городу, это и электронная система TIX, и на крайний случай талончики, которые можно приобрести у водителя. Сейчас развитие новых информационных технологий диктует свои условия. С учетом этого будут появляться и другие формы оплаты - валидаторы и пр. Вопрос в сознательности наших пассажиров. С другой стороны, параллельно могут работать и кондукторы. Почему нет, если это даст положительный эффект?».

От себя добавим. Как показывает опыт других городов Беларуси (Могилева. Витебска, Пинска и других), на тех маршрутах, где работают кондукторы, число безбилетников уменьшается в разы, а денег перевозчики получают больше. Ведь, согласитесь, одно дело, когда человеку настойчиво предлагают заплатить 60 копеек за услугу - от этого трудно отказаться. И совсем другое, когда включается карательная мера, и платить приходится уже 12,75 - в 21 раз больше! Тут начинаются конфликты, грубости, попытки элементарно уйти от преследования и т. д. Так что в наших реалиях использование кондукторов на линии экономически себя оправдывает. Во всяком случае пока. Другой вопрос, сколько потеряет бюджет в графе «штрафы»? Но не это ли живая иллюстрация к словам президента на недавнем совещании: мол, от карательного крена пора бы уходить, используя более цивилизованные способы, вынуждающие гражданина соблюдать закон.

Справка «Вечерки»

В Бресте каждый день на маршруты выходит до 119 автобусов (59 маршрутов) автобусного парка, 8 коммерческих автобусов (1 маршрут), 53 троллейбуса (9 маршрутов) и 320 микроавтобусов (18 маршрутов). Общая протяженность городских маршрутов автобусов составляет 1507 км. В среднем на каждый маршрут приходится 25,5 км (в обоих направлениях). Самый длинный маршрут - 34-й - почти 54 км. В троллейбусном парке эти цифры соответственно выглядят так: - 181,9 км (общая протяженность сети); 20,2 км (средняя длина маршрута); 25,3 км (самый длинный маршрут № 9); среди маршруток экспрессного сообщения - 847,3 км, 47,1 км, 67,2 км (маршрут № 1). Количество перевезенных пассажиров в 2019 году (за 10 месяцев): автобусный парк: 29 млн 636,7 тысячи человек, троллейбусный парк: 16 млн 778,7.

Автор: Борис Павловский
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей