⚡ В Беларуси уже 42 556 случаев коронавируса. Умерли 235 человек

Здесь не летают самолеты и пароходы не плывут... А как уживаются пешеходы и транспорт в одном из крупнейших переходов на украинской границе?

25.06.2018 15:24
Граница

Мы приезжаем в Малоритский район ясным погожим днем. Начало рабочей недели - не самое пиковое время на погранпереходах. Но небольшая очередь в «Мокранах» все же имеется. Машин 7-8 на белорусских, украинских и польских номерах стоит на выезд из Беларуси. Примерно столько же, плюс пара фур и автобусов, - на въезд. На белорусской стороне и пограничный контроль, и таможенный они пройдут за считанные минуты. Это, конечно, при условии, что ничего запрещенного не везут.

Начальник таможенного поста «Малорита» Сергей Якута встречает нас в режиме боевой готовности. Не успеваем перекинуться парой приветственных слов, а по рации, которая всегда при себе у руководителя, голос одного из подчиненных просит задержать такую-то «Ауди» - у таможенников появились «улики» на одного водителя, пытавшегося перевезти через границу топливо с превышением установленных норм.

В таможенный пост «Малорита» на самом деле входят три республиканских пункта таможенного оформления. «Мокраны» - самый крупный, универсальный (здесь границу пересекают грузовые, легковые автомобили и пешеходы) и к тому же имеющий статус международного. «Олтуш» - автодорожный и межгосударственный (только для граждан Беларуси и Украины), а «Хотислав» - международный железнодорожный. При этом они достаточно компактны, и заблудиться невозможно.

25 лет на страже приграничья

«Сегодня у нас немноголюдно, - подтверждает мои наблюдения Сергей Якута. - Проектная пропускная способность в «Мокранах» - 640 легковых автомобилей и 140 грузовиков в сутки. Фактически следует около 1000 легковых, на праздники, на большие выходные - и больше тысячи, грузовых - 120-170. Справляемся и с таким потоком».

На грядущие большие выходные - те, что с 30 июня по 3 июля, - в «Мокранах» готовятся отметить важную дату: 25 лет со дня основания таможенного поста «Малорита». Он появился в 1993-м и поначалу представлял собой обычную площадку, соседствовавшую с постом ГАИ на ковельской трассе. Время шло - приграничное движение активизировалось, старая инфраструктура перестала отвечать требованиям. И с 2004 года тут затеяли перестройку. В нынешнем виде те же «Мокраны» существуют с 2008-го, когда полностью реконструированный пункт пропуска был торжественно открыт. Впрочем, работы здесь не останавливаются и сегодня. В этом году для удобства сотрудников в служебных помещениях таможни были установлены кондиционеры. А сейчас идет активная реконструкция весогабаритного комплекса для большегрузов.

«У нас тут разве что самолеты не летают и пароходы не плавают, - улыбается Сергей Якута. - Все остальные виды транспорта мы проверяем и оформляем».

На рентген - ради спокойствия

Первое, что подмечаешь на въезде/входе в пункт пропуска, - специальную арку для автомобилей и отдельные ворота для пешеходов. Простым языком, это «радиационные ворота», которые реагируют на радиоактивное излучение, исходящее от грузов и вещей. В последние годы ворота срабатывали редко, но в паре случаев помогали выявлять в пунктах радиоактивную чернику и другие товары, ввозимые из Украины.

В день нашего визита в «Мокранах» работал еще один «рентген» - мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. Заезжают на него не только большегрузы. Вот, к примеру, легковая «Ауди» на украинских номерах. Водитель паркует ее в обозначенной точке, МИДК проезжает вдоль машины, и специалисты комплекса получают ее достоверный «снимок». Если в автомобиле что-то спрятано - таможенники это найдут, будьте уверены! На «рентгене» отчетливо видны все «внутренности»: двигатель, детали подвески, конструктивные полости. Как отмечают специалисты, к каждому такому снимку нужно внимательно приглядеться. Человеческий опыт и зоркий глаз играют не меньшую роль, чем техника. Все машины разные, везде можно что-то спрятать очень хитро.

«Попался нам интереснейший тайник, - вспоминает начальник таможенного поста. - С помощью спецсредств мы его смогли увидеть, но вот добраться до него, вскрыть было очень непросто. Хозяин машины стоял рядом с невозмутимым видом. В ход уже пошли лом и болгарка. А секрет прост: в металле было тончайшее отверстие, толщиной со стержень шариковой ручки. Шилом нажимали на специальную «пятку» внутри емкости - и вся крышка открывалась. А внутри - свежее сало».

«Ауди» оказалась «чистой» - ничего противозаконного «рентген» не выявил. Так что водитель с пассажиром могут спокойно забрать документы и проехать в Беларусь.

От боеприпасов до пиявок

А вообще, чего только сотрудники таможенного поста «Малорита» не насмотрелись за эти годы. Из Украины везли без декларирования медицинские анаболики, стероиды и прочую фармакологию, драгоценности на суммы в несколько тысяч долларов. Просто валюту, которую не желали декларировать. В прошлом году в «Олтуше» украинец под подкладкой дорожного чемодана пытался провезти 225 тысяч долларов! Там же брестчанин хотел ввезти в страну 55 патронов калибра 9 мм к пистолетам разных моделей. По этим фактам и ряду других штрафами не обходилось - были возбуждены уголовные дела.

«Выявляется много административных правонарушений, когда люди везут товар на продажу, - отмечает Сергей Якута. - Это могут быть и различная одежда, и свадебные аксессуары, и мясная продукция. В прошлом году задержали в «Мокранах» жителя Гродненской области, который во все полости своей «Ауди» напихал пачки с кофе. Вся машина была оборудована тайниками: в дверях, под капотом, за панелями, в багажнике - везде, где только можно, свыше 10 тайников. В этом году задержали брестчанина, который пытался ввезти в Беларусь... живых пиявок! Спрашиваем: зачем это? Мужчина отвечает, мол, жена работает медсестрой, возможно, в медицинских целях будет использовать. Но что это за пиявки, откуда они? Согласно законодательству, ввоз живых организмов (а пиявки в данном случае будут относиться к этой категории товаров) возможен только с разрешения ветеринарного врача. Мужчине пришлось заплатить штраф и вернуться на украинскую сторону».

От нас - молочка и бензин...

Белорусско-украинское приграничье - особенное. Наши страны связывает общее прошлое. По обе стороны границы много родственников, люди ездят на заработки, на могилы близких. И многих «завсегдатаев» таможенники уже знают в лицо.

«Украинцы ездят к нам закупаться топливом и молочной продукцией, - отмечает тенденцию Сергей Якута. - Молочную продукцию очень ценят: везут молоко, сырки и прочее».

Убеждаемся в словах начальника поста, когда заходим в бокс для углубленного досмотра. Сотрудники таможни изучают «внутренности» «Фольксвагена» на польских номерах. Хозяин его - украинец. За машину не переживает, ибо ничего не везет (в чем, собственно, через десяток минут и убеждаемся). «Зачем едете?» - интересуется Сергей Якута у гражданина. «Заправиться, - с улыбкой отвечает тот. - Туда-обратно».

Украинцы на польских номерах вывозят машину на иностранной регистрации за пределы своей страны и заодно заправляются в Беларуси. По законодательству соседей, гражданин Украины может ввозить такое авто без уплаты таможенных платежей всего на 5 дней, после чего обязан или внести таможенные платежи, или вывезти. Вот раз в пять дней и ездят туда-обратно.

О другой стороне проблемы, когда наши соотечественники стали «невъездными» в Украину после того, как польстились деньгами и перегнали туда машину на номерах ЕС, «Вечерка» уже рассказывала. Схемы, по которым это проворачивается, всем известны. Как и последствия - примеров масса. Наших граждан предупреждают. В некоторых случаях помогает - человек задумывается и отказывается от перегона. Но большинству важно сейчас получить те 20-50 долларов, а что будет потом - неважно. А ведь на украинской стороне проблемы могут быть серьезные. Вплоть до того, что наши граждане лишатся собственных автомобилей.

...к нам - сало и алкоголь

Если оценить пешеходное движение через границу, то украинцы с низким уровнем доходов пользуются им в основном для сезонных заработков в наших СПК. Сейчас начинается сезон сбора черники - ее сборщиков на границе хватает. Кто-то приезжает в гости к родне. Белорусы же пользуются этой опцией для... посещения DutyFree! Прогуляться, купить относительно дешевый алкоголь - это для нашего человека целый ритуал. С лишней парой штампов в паспорте - на украинскую сторону заглянуть все же формально приходится.

Алкоголь и мясная продукция - основные направления «съедобной контрабанды». Кто-то забывает про ограничения по литражу. Другой пытается воспользоваться дешевизной мясной продукции на украинских рынках и упускает, что для ее провоза через границу нужен ветеринарный сертификат. «Я за свою службу еще не видел ни одного такого сертификата, выданного физическому лицу, - не без иронии отмечает Сергей Якута. - Да и получить его на рынке в условном Ковеле сложно. Но люди рискуют. В прошлом году, когда килограмм свинины в Украине стоил раза в два дешевле, чем у нас, мы на границе выявили не один десяток транспортных средств с мясной продукцией. Самый банальный вариант - везти сало в переделанных баках. Люди специально ставят перегородки, оставляя немного места под топливо, а остальное - под сало-мясо. Но в этом году украинцы подняли цены, и такие случаи стали редкостью. По тем же причинам - выросших цен - процентов на 70 упал интерес и к закупкам в Заболотье. А ведь пару лет назад дизель-поезда ходили через «Хотислав» настолько полными, что в них не закрывались двери».

По графику прошлого года

Грузовой поток в «Мокранах» - сравнительно небольшой. С «Козловичами» уж точно не сравнишь. Поэтому работают здесь таможенники быстро. На выезд из Беларуси оформляют машины до получаса, на въезд в половине случаев уходит не более часа, а большинство вписывается в два. Как отмечает Сергей Якута, продукцию везут разную. К нам везут овощи, фрукты, кондитерку, ткани и прочее. Более 70 % грузов предназначены для белорусов, меньшая часть идет транзитом на Россию, Казахстан и Прибалтику. Вывозят же из нашей страны строительные материалы, рыбную и молочную продукцию, лампы накаливания, детское питание и др.

Мобильный ИДК в конце нашего визита по-прежнему работал без перерыва, на сей раз сканируя белорусскую фуру.

Эта работа идет дни и ночи. Рутинная, непростая, но - нужная. И даже отмечать четвертьвековую дату по большому счету некогда. Как говорит Сергей Якута, все торжественные мероприятия запланированы после Дня Независимости. Ведь когда у людей праздник и выходные - у таможенников только больше забот...

{photo:14}

{photo:15}

Автор: Дмитрий Шиферштейн
Фото: автора
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0