Наша страна до конца года ввела безвизовый режим въезда для граждан всех стран-соседок из Евросоюза, пишет «Вечерний Брест».
Фото из открытых источников (иллюстративное)
1 июля Беларусь решением Александра Лукашенко ввела безвизовый режим для граждан Польши. Наши западные соседи смогут приезжать в упрощенном порядке до конца года. Ранее аналогичное решение было принято в отношении Литвы и Латвии. Для этих двух стран «безвиз» сначала ввели на месяц – с 15 апреля до 15 мая, а затем также продлили до конца года. Для безвизового въезда в Беларусь понадобятся лишь действительный документ для выезда за границу, «зеленая карта» при следовании на автомобиле, а также медицинская страховка. ПЦР-тест и сертификат о вакцинации не требуются.
«Граждане Польши смогут пересекать границу без визы в пунктах пропуска на белорусско-польском участке границы. Им также будет разрешено посещение пограничной зоны без пропуска. При въезде в Республику Беларусь в пункте пропуска достаточно устно сообщить сотруднику органов пограничной службы о намерении посетить пограничную зону с указанием населенных пунктов и цели их посещения», – сообщает Госпогранкомитет.
С 4 по 24 июля Беларусь разрешила «безвиз» иностранцам из 73 стран, приезжающим на «Славянский Базар в Витебске». Основанием для въезда помимо документов, удостоверяющих личность, и на автомобиль, служат купленные билеты на фестиваль.
Взгляд из-за стены
Польские власти решение белорусской стороны восприняли довольно холодно. МИД Польши рекомендовал своим гражданам избегать поездок в Беларусь из-за ситуации в Украине и жесткой риторики официального Минска в адрес политических лидеров соседней страны. «Если кто-то хочет рискнуть, находясь на территории страны, считающей Польшу врагом, то он должен понимать, что риск очень серьезен, потому что там враждебные намерения», – заявил заместитель министра иностранных дел РП Павел Яблонский.
Меж тем, польская сторона завершила строительство пятиметрового «антимигрантского» забора на границе с Беларусью. Об этом в конце июня заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он на днях побывал у стены и проинспектировал ее. Стена из стали и бетона протянулась более чем на 180 километров. В ближайшее время ее оснастят датчиками движения, дневными и тепловизионными камерами.
Строительство забора началось в январе этого года после «мигрантского кризиса» на границе Беларуси и Польши в 2021-м. Мы уже писали о том, что пятиметровая стена действительно непреодолима для человека без специального оборудования, но ее появление на территории Беловежской пущи вызвало бурю возмущения у экологов и Минприроды РБ. Предшествовавшая «железному занавесу» «концертина» также унесла несколько десятков жизней крупных животных, но через новую стену их миграция почти исключена.
На границе многолюдно, но причина не в «безвизе»
Первые дни июля не вызвали у граждан Польши острого желания ехать в Беларусь: за первые пять дней новшеством воспользовались лишь 150 человек. Большая часть – через «Бобровники – Берестовицу», Брест же пока вниманием не избалован. У многих поляков есть заранее полученные визы. Люди признавались: решение белорусской стороны было весьма неожиданным. И многие, кто хотел бы приехать в нашу страну, пока не сориентировались в ситуации. Так что для полноценной картины стоит подождать хотя бы месяц. Аналогичный режим на границе с Литвой и Латвией себя оправдал: за первый месяц его действия в Беларусь приехали 33,8 тысячи граждан соседних стран, а по состоянию на 6 июля эта цифра выросла до 103,6 тысячи человек.
Однако на границе есть очереди и без «безвизовых» туристов. На этой неделе Госпогранкомитет Беларуси неоднократно информировал о «пробках» в пунктах пропуска. И ПП «Брест» в этом плане был одним из самых загруженных: например, в среду там скопилось 120 машин на выезд. Причина проста: сопредельный «Тересполь» не выполняет в полном объеме пропуск транспортных средств на свою территорию. В среднем на неделе польские контрольные службы пропускали лишь около 30-40% автомобилей от всего потока. В другом функционирующем пункте пропуска – в «Берестовице» – ситуация еще хуже, там в среду очередь на выезд достигла 150 авто. При этом ни о каких технических или ремонтных работах на сопредельной стороне не сообщалось: «просто не спешат». Отметим, что другие пункты пропуска на белорусско-польской границе (в частности, «Домачево» и «Песчатка») до сих пор не функционируют именно с польской стороны.
На литовском и латвийском направлениях заторов легковых авто не было, но там есть огромные очереди из фур. Впрочем, картина с дальнобойщиками в последнее время, увы, не нова.
P.S. Отметим, что в конце июня белорусский Минтранс выступил с инициативой восстановить железнодорожное сообщение с Польшей, Литвой и Латвией. Его остановили не из-за политических событий, а из-за пандемии COVID-19 в марте 2020 года. Но сегодняшние события наверняка станут еще одним важнейшим фактором влияния на ситуацию. Литовская сторона уже заявила о том, что в ее планы на 2022-2023 годы восстановление железнодорожного сообщения с Беларусью не входит.