Владельцы кошечек, собачек и прочих четвероногих наверняка знают, как тяжело приходится без личного автомобиля. Внезапно поплохело питомцу — нужно срочно везти его к ближайшему ветеринару. А такси не вызвать: водители повально отказываются брать в салон источник шерсти и прочих неожиданных продуктов жизнедеятельности. С собаками крупных пород все еще сложнее: какой представитель экономперевозок согласится на присутствие какой-нибудь упитанной овчарки или алабая на соседнем сиденье? В общем, на помощь приходит зоотакси и его владелец Евгений. Служба перевозок домашних животных работает четыре года, но все еще не разрослась шире одного автомобиля. Неужели так невыгодно или причина в конкурентах? Onliner попытался разобраться в нюансах зообизнеса.
Стартовый капитал — чуть больше $1000 и… все?
С грузоперевозками Евгений связан еще с университета: примерно до 2017 года занимал должность «в большом теплом кресле» в крупной логистической компании. В какой-то момент пришла идея оказывать услуги по доставке братьев наших меньших. Придумано — сделано, на сайте появился соответствующий раздел. Но ставку на щедрых любителей домашних животных никто не делал, и это направление деятельности оставалось в тени.
— В какой-то момент я так устал от своей работы, что уволился в никуда, — вспоминает мужчина. — Как раз в это время познакомился с будущей супругой: в общем, отдыхали, ездили на мотофестивали и отрывались как могли. У меня в то время был байк Honda Sabre (произносится как «Сабрэ»), за что некоторые товарищи дали мне кличку Сябар.
В 2018 году начал думать, куда бы мне податься. Вспомнил про зооперевозки. Чуть позже узнал, что в то время закрылся Animal Express, который, видимо, вытеснился с рынка «Яндексом».
Первая моя машина для зооперевозок была создана на базе Ford Scorpio 1995 г. в. У него подвеска была как у инкассаторской машины, а в Беларусь автомобиль и вовсе заехал почти с миллионным пробегом. На покупку этого Ford я получил государственную субсидию по развитию малого бизнеса — около $1150 в эквиваленте на тот момент.
Это по сути и был стартовый капитал, признается Евгений. Конечно, собственные средства вкладывать пришлось, но «не одномоментно».
— Запчастей для Ford просто не было, а машина постепенно «умирала». Поэтому спустя какое-то время ее пришлось менять. Перебрал 12 вариантов, прежде чем оборудовал Renault Kangoo. Его, кстати, купил у Академии наук. Рассматривал в том числе Mercedes-Benz W124, как у Animal Express, но салон с мягкой обивкой в этой сфере никуда не годится. Собаки ездят в основном больные — кровь, гной и прочие продукты жизнедеятельности оказываются в самых труднодоступных местах: приходится выводить машину с линии и тратить полдня на устранение следов. Возможно, неудачный выбор авто тоже косвенно повлиял на продолжительность жизни Animal Express.
Так как Ford уехал к новому владельцу в деревню лишь за $700, Евгению пришлось брать в долг, чтобы купить Renault, у которого также спустя два года пришлось менять двигатель. Подробно о графе «расходы на обслуживание авто» мужчина не рассказывает — коммерческая тайна все-таки. Но признается: вложить в машину пришлось почти столько же, сколько она стоила. В эту примерную сумму включена стоимость химии для санобработки автомобиля после каждого клиента, обязательное страхование, амортизация...
— Скажем так, если каждый день без выходных выполнять 10 заказов, то бизнес работает. Но забудьте про пассажирские перевозки: здесь все не так предсказуемо.
В перечне услуг «Сябра» более 10 позиций: перевозка животного в сопровождении хозяина (не больше одного человека) и без, доставка пушистых пассажиров из точки А в точку Б по городу или пригороду. Зоотакси готово также проводить питомца в последний путь — к месту захоронения. Самая популярная услуга — это доставка животного с хозяином по Минску из дома в ветеринарную клинику и обратно. Она обойдется в 42 рубля, если вся поездка (с учетом дороги и ожидания) составит не больше часа.
— Клиенты бывают разные. Из эмоционально сложных никогда не забуду собаку породы немецкий боксер по кличке Линда. Хозяйка отчаянно боролась за жизнь питомца, хотя исход был очевиден. Для нее вера в лучший исход была мотиватором. Но увы. С тех самых времен стараюсь отключать эмоции, хотя, признаюсь, не всегда получается.
Одно зоотакси на всю Беларусь — «жирная тема», чтобы повторить?
Пока мы общались с Евгением и наблюдали, как хаски по кличке Макс исследует багажник, переоборудованный под вольер (предусмотрено даже зеркало, с помощью которого водитель видит, что творится в другом конце машины), у нашего собеседника неоднократно звонил телефон.
Больше половины входящих — от желающих отправить котика или собачку из какого-нибудь областного центра в Минск. Но Евгений таких потенциальных клиентов сразу предупреждает: перевозка выльется в астрономическую сумму (из Гомеля в столицу — почти 400 рублей, например), и гораздо выгоднее обратиться к маршрутчикам. В ковидный период у «Сябра» было региональное подразделение в виде еще одной машины с водителем, которому «по доброй воле» передавалась часть междугородних заказов. Но не индивидуальных, а групповых: все животные перевозились в специальных контейнерах. Однако «партнер» отвалился сам, испугавшись за свое здоровье в период пандемии.
— А вы что — одно зоотакси на всю Беларусь? — задалась вопросом девушка, позвонившая выяснить стоимость доставки щенка из Бреста в столицу.
— Получается, да. И нахожусь в Минске, — ввел в курс дела Евгений.
— Ого, так это жирная тема — надо открывать свою контору по перевозке животных.
— Могу только пожелать удачи! — ответил собеседник, который больше часа рассказывал нам о сложных клиентах и тонкостях очистки салона после каждого питомца. Обработка вольерной части после заказа, к слову, занимает от 15 минут.
Кстати, о гигиене. В гараже Евгений создал самодельную «станцию кварцевания», куда автомобиль отправляется на двухчасовой карантин после особо заразных клиентов. О выборе подходящих антисептиков руководитель и водитель службы в одном лице и вовсе готов говорить часами. Кстати, мужчина еще и кинолог — прошел соответствующие курсы, прежде чем открыть бизнес. Разумеется, водители крупных агрегаторов такси всеми этими «плюшками» похвастаться не могут.
— Есть ли конкуренция с «Яндексом», «135» и другими службами? Думаю, что нет. Это не их сегмент рынка. Зоотакси — очень специфичный вид деятельности, который нельзя просто так взять и выполнить без определенных знаний, навыков, неперсонализированного оборудования и опыта. Проще говоря, вы не сможете посадить за руль машины для перевозки животного безответственного гастарбайтера, оболтуса-студента, кладовщика, подрабатывающего между смен, как это часто происходит в гражданских нерегулярных перевозках. Вы потеряете в лучшем случае время, а возможно, и деньги. Более того, бóльшая часть водителей и вовсе откажется вас везти с собакой — и неважно, какие у нее размеры.
Что касается конкурентов, то мне известно минимум о трех эпизодах с копированием деятельности на фоне моей рекламной кампании. Была какая-то девушка, пытавшаяся перевозить животных с игнорированием санитарных норм и техники безопасности. Одна из моих постоянных клиенток (в тот день я не смог принять ее заказ) обратилась к этой даме, но в результате экстренного торможения собака чуть не вылетела через лобовое стекло из багажника. Хозяйка успела поймать ее в полете, отчего у животного даже осталась гематома.
Знаю также об одном минском кинологе, который решил в дополнение заниматься перевозками. Но без полного погружения в эту сферу бизнес точно работать не будет. Я уже молчу о частных лицах, которые на различных сетевых площадках-агрегаторах в интернете предлагают свои услуги по перевозке.
Недавно честным именем «Сябра» стали прикрываться мошенники, орудующие на «Куфаре». Как рассказал Евгений, они (или он — неизвестно, о каком количестве злоумышленников идет речь) под видом покупателей пишут продавцам крупногабаритной мебели. Задают вопросы по поводу товара и обещают его забрать через службу зоотакси. Присылают ссылку, похожую на ту, что ведет на сайт «Сябра». А там — по классике: «Уважаемый продавец, для получения оплаты вам нужно ввести данные карточки, включая CVV…» В общем, ничего нового, но доверчивые люди все равно ведутся. Позитивный вывод из этой негативной ситуации — «Сябар» на слуху, раз кто-то пытается воспользоваться репутацией службы. Может, пора расширяться?
— Чуть больше года назад мы купили вторую машину — она все еще даже без оклейки. Но, к сожалению, автомобиль простаивает. Во-первых, нет нужных объемов. Чтобы их нарастить, необходим хороший маркетолог. Я нанимал одного — результата это не принесло. Во-вторых, мне не найти подходящего кандидата на звание моего коллеги. Пытались работать вместе с супругой — она не выдержала моей педантичности и перфекционизма.
Так что масштабирование бизнеса — дело полезное и приятное, но только тогда, когда ваши пожелания совпадают с расчетами и текущими возможностями инвестирования. А пока я даже бизнесменом назвать себя не могу: я директор, водитель и бухгалтер в одном лице. «Ипэшник», который не может себе позволить сидеть дома в тепле, выстраивая стратегию, пока все на него работает без особых вмешательств…