Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

27.05.2024 18:44
Транспорт

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

В сегодняшнем материале av.by — история жителя Барановичей, решившего своими руками довести до идеала Jawa 634 1979 г. в. О причинах выбора именно этой модели, процессе восстановления, а также стоимости проекта читайте далее.

«Комплектная дедушкина Jawa, которую получилось переоформить»

Житель Барановичей Павел вот уже 15 лет владеет седаном BMW седьмой серии в кузове E38. Мотоциклами ранее не увлекался и на двухколёсной технике не ездил. Всё изменилось в 2019-м.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— У меня никогда не было байка, а желание завладеть «железным конём» зародилось пять лет назад. Почему-то заболел этой идеей и остановился именно на Jawa 634. Основу под проект нашёл в Лунинце, причём в достаточно комплектном виде, хотя и в несколько «ушатанном». Была цель восстановить до идеального состояния. Работы шли два года, закончил их в 2021-м.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Почти всем процессом занимался самостоятельно, разве что сделать капитальный ремонт мотора помогали: обращался к специалистам. Проводились покраска, обслуживание передней вилки, сцепления, цепей, а также перетяжка сиденья и установка нового глушителя. Из новодельного — багажник установил, чтобы можно было эксплуатировать мотоцикл ежедневно. Военные навесные сумки сзади — ещё из пятидесятых, припасённые, видимо, как раз для такого случая, — перечисляет Павел.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Хотя мотоцикл приобретался комплектный, с документами всё-таки пришлось повозиться. Как у нас это бывает, зарегистрирована Jawa была на дедушку. Повезло, что тогда он пребывал в добром здравии, благодаря чему удалось переоформить байк — по нынешним временам уже большую редкость среди советской техники. Кстати, дедушка рассказал, что в молодости покупал «Яву» в Литве. Такие «серокрылки» поставляли как раз для СССР.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Большой удачей оказалась и комплектность мотоцикла. Мне не пришлось ездить по всей Беларуси в попытках отыскать какой-нибудь переключатель или фару. Здесь до сих пор заводские поворотники — редко где они присутствуют, ведь их постоянно обламывали, рассекая по лесам. Даже катафоты советские не потеряли! Фару, задний фонарь и крылья — сохранили.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Зато глушитель принял на себя весь ущерб от интенсивной эксплуатации… Кикстартером ещё порой загибают. Так вот, его побили достаточно прилично, хотя и не самый плачевный случай. Глушитель я заменил на новый, пускай и тайваньский — прежний отреставрировать не представлялось возможным.

Удивительно было увидеть на месте колени Jawa 634 — защитные дуги. Нередко их загибают, ломают крепления, из-за чего поставить другие не получается.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

«Сумма затрат — до 2 500 долларов»

— Заднее колесо стояло производства «Петрошины», а переднее я купил чешское от Mitas. Благо удалось взять в 2021-м, потому как сейчас Чехия нам эти покрышки не поставляет. Заднее Mitas взял «с рук» у парня, который им даже не пользовался. Цена вопроса — 250 рублей. Когда-то в магазинах по такой стоимости продавали новые.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— По заводу здесь стоит 6-вольтовое зажигание, а я переделал на CDI (электронное зажигание), ведь небольшой генератор не справлялся, из-за чего энергия расходовалась от аккумулятора. Конечно, незначительные огрехи в его работе имеются, зато со светом справляется хорошо.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Поршневая и коленвал пережили ремонт — отдавал дедушке из Лиды. Не знаю, жив ли он до сих пор, но мотор после проведённой им «капиталки» ходит бодро и без проблем. У меня нет претензий к результату. Сейчас есть специалисты, занимающиеся восстановлением этих узлов.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Одно время я пытался подсчитать затраты, хотя детально смету не составлял. Если делать поправку на курс и инфляцию, то получится порядка 2 000—2 500 долларов. Вроде и немало, но всё оплачивалось постепенно, а не единовременно. Возьмём, к примеру, глушитель — его прислали по почте, потому с учётом доставки вышло 800 рублей.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Покрасочные работы, обслуживание вилки, запчасти по «внутрянке» и цепи — всё по мелочи, а денег стоит. Те же сайлент-блоки — да, китайские… Однако цена — 50 рублей. Колёса, как я уже говорил, по 250 BYN за каждое.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Много внимания пришлось уделить токарным работам, ведь переделывать было что. Кикстартер и втулки центральной подножки потребовалось «развтуливать» и растачивать. За эти операции мастера озвучивают приличный прайс.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Алюминиевые головки и цилиндры отдавал на пескоструй. Карбюратор, кстати, всё ещё заводской. Было немало сомнений и размышлений, оставлять ли его родным. Одни советовали поставить современный китайский, а другие рекомендовали не менять простой и надёжный, как автомат Калашникова, на малоресурсный производства КНР.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Карбюратор отладили, после чего приступили к настройке сцепления. Всё-таки в «Яве» предусмотрен «полуавтомат», когда переключение передач возможно без использования сцепления. Работает, кстати, более чем адекватно.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— В прошлом году расточили и «завтулили» крышку двигателя, где ходит вал кикстартера — из-под него постоянно выдавливало смазку. Лапка стала более тугой, зато теперь сухо! На то, чтобы исправить нарушение герметичности, ушло пару десятков «копеек».

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Подножки тоже очень сильно люфтили. Дабы их слегка поднять и жёстко зафиксировать, вытачивал специально под нужные размеры шайбы. Под сиденьем находятся резиновые упоры. Они отсутствовали — пришлось изготавливать по лекалам. Короче говоря, даже имея комплектный на первый взгляд мотоцикл, руку найдёшь к чему приложить.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

«Для меня это машина… мотоцикл времени!»

— По сути, у меня только сейчас закончилась «обкатка» техники после всех проведённых работ. Могу на дачу съездить или изредка на работу отправиться. Если пользоваться постоянно, лучше менять стиль одежды и закупать соответствующую экипировку. Сейчас у меня базово только шлем и перчатки.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— На мой взгляд, «Ява» переносит в другую эпоху, служит своеобразной машиной времени. Только в моём случае это мотоцикл. По ездовым характеристикам и технической части 634-я модель достаточно крепко держится в сравнении с современными байками для новичков. И стартует, и едет, и тормозит очень достойно!

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Да, четырёхступенчатая КПП не позволяет комфортно двигаться по трассе: небольшой потолок по скорости. Скажу так: крейсерская и рабочая зона «Явы» — между 80 и 110 км/ч. Дальние расстояния мотоцикл перенесёт, но как-то особого желания и необходимости проверять не было. Пожалуй, это всё-таки удачный городской вариант: проехать летом до речушки, отдохнуть в тени и отправиться дальше. В пределах 50 км за один присест.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Расход на 100 км — плюс-минус 4,5 литра. Если активно «наваливать», возможно, вырастет до пятёрки. При размеренном и спокойном стиле вождения будет скромный аппетит. Вдобавок для двухтактного двигателя необходимо топливо смешивать с моторным маслом: или в канистре, или сразу подливать в бак. Я уже рассчитал пропорцию и после заправки добавляю необходимое количество техжидкости, ведь вожу её с собой.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Окружающие реагируют очень позитивно. Для многих (особенно возрастных) людей эти мотоциклы ассоциируются с молодостью, у них возникает чувство ностальгии. В Барановичах есть ретросообщество, плюс регулярно участвуем в открытии сезона. В нынешнем году, например, моя «634-я» была единственной.

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— На уже готовой Jawa 634 я полноценно катаюсь второй сезон. Одно время подумывал продавать, чтобы купить эндуро. Правда, в последний момент передумал. Даже потенциальный покупатель приезжал на осмотр, однако в самый ответственный момент сальник под генератором начал подсасывать. Соответственно, байк едва заводился. Уже после «смотрин» я демонтировал генератор, заменил на нормальный сальник вместо китайского и… отказался от идеи продажи!

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось

— Всё-таки подобная Jawa — штучный экземпляр, а недорогой «эндурик» можно, накопив денег, купить в любой момент. Знакомый меня подтянул в тему внедорожных мотопоездок — понравились мне «покатушки». Хотя, представьте, ещё пять лет назад о байках всерьёз даже не думал!

Житель Брестской области несколько лет восстанавливал чехословацкую Jawa 634. Посмотрите, что у него получилось