В сегодняшнем материале av.by — история жителя Барановичей, решившего своими руками довести до идеала Jawa 634 1979 г. в. О причинах выбора именно этой модели, процессе восстановления, а также стоимости проекта читайте далее.
«Комплектная дедушкина Jawa, которую получилось переоформить»
Житель Барановичей Павел вот уже 15 лет владеет седаном BMW седьмой серии в кузове E38. Мотоциклами ранее не увлекался и на двухколёсной технике не ездил. Всё изменилось в 2019-м.
— У меня никогда не было байка, а желание завладеть «железным конём» зародилось пять лет назад. Почему-то заболел этой идеей и остановился именно на Jawa 634. Основу под проект нашёл в Лунинце, причём в достаточно комплектном виде, хотя и в несколько «ушатанном». Была цель восстановить до идеального состояния. Работы шли два года, закончил их в 2021-м.
— Почти всем процессом занимался самостоятельно, разве что сделать капитальный ремонт мотора помогали: обращался к специалистам. Проводились покраска, обслуживание передней вилки, сцепления, цепей, а также перетяжка сиденья и установка нового глушителя. Из новодельного — багажник установил, чтобы можно было эксплуатировать мотоцикл ежедневно. Военные навесные сумки сзади — ещё из пятидесятых, припасённые, видимо, как раз для такого случая, — перечисляет Павел.
— Хотя мотоцикл приобретался комплектный, с документами всё-таки пришлось повозиться. Как у нас это бывает, зарегистрирована Jawa была на дедушку. Повезло, что тогда он пребывал в добром здравии, благодаря чему удалось переоформить байк — по нынешним временам уже большую редкость среди советской техники. Кстати, дедушка рассказал, что в молодости покупал «Яву» в Литве. Такие «серокрылки» поставляли как раз для СССР.
— Большой удачей оказалась и комплектность мотоцикла. Мне не пришлось ездить по всей Беларуси в попытках отыскать какой-нибудь переключатель или фару. Здесь до сих пор заводские поворотники — редко где они присутствуют, ведь их постоянно обламывали, рассекая по лесам. Даже катафоты советские не потеряли! Фару, задний фонарь и крылья — сохранили.
— Зато глушитель принял на себя весь ущерб от интенсивной эксплуатации… Кикстартером ещё порой загибают. Так вот, его побили достаточно прилично, хотя и не самый плачевный случай. Глушитель я заменил на новый, пускай и тайваньский — прежний отреставрировать не представлялось возможным.
Удивительно было увидеть на месте колени Jawa 634 — защитные дуги. Нередко их загибают, ломают крепления, из-за чего поставить другие не получается.
«Сумма затрат — до 2 500 долларов»
— Заднее колесо стояло производства «Петрошины», а переднее я купил чешское от Mitas. Благо удалось взять в 2021-м, потому как сейчас Чехия нам эти покрышки не поставляет. Заднее Mitas взял «с рук» у парня, который им даже не пользовался. Цена вопроса — 250 рублей. Когда-то в магазинах по такой стоимости продавали новые.
— По заводу здесь стоит 6-вольтовое зажигание, а я переделал на CDI (электронное зажигание), ведь небольшой генератор не справлялся, из-за чего энергия расходовалась от аккумулятора. Конечно, незначительные огрехи в его работе имеются, зато со светом справляется хорошо.
— Поршневая и коленвал пережили ремонт — отдавал дедушке из Лиды. Не знаю, жив ли он до сих пор, но мотор после проведённой им «капиталки» ходит бодро и без проблем. У меня нет претензий к результату. Сейчас есть специалисты, занимающиеся восстановлением этих узлов.
— Одно время я пытался подсчитать затраты, хотя детально смету не составлял. Если делать поправку на курс и инфляцию, то получится порядка 2 000—2 500 долларов. Вроде и немало, но всё оплачивалось постепенно, а не единовременно. Возьмём, к примеру, глушитель — его прислали по почте, потому с учётом доставки вышло 800 рублей.
— Покрасочные работы, обслуживание вилки, запчасти по «внутрянке» и цепи — всё по мелочи, а денег стоит. Те же сайлент-блоки — да, китайские… Однако цена — 50 рублей. Колёса, как я уже говорил, по 250 BYN за каждое.
— Много внимания пришлось уделить токарным работам, ведь переделывать было что. Кикстартер и втулки центральной подножки потребовалось «развтуливать» и растачивать. За эти операции мастера озвучивают приличный прайс.
— Алюминиевые головки и цилиндры отдавал на пескоструй. Карбюратор, кстати, всё ещё заводской. Было немало сомнений и размышлений, оставлять ли его родным. Одни советовали поставить современный китайский, а другие рекомендовали не менять простой и надёжный, как автомат Калашникова, на малоресурсный производства КНР.
— Карбюратор отладили, после чего приступили к настройке сцепления. Всё-таки в «Яве» предусмотрен «полуавтомат», когда переключение передач возможно без использования сцепления. Работает, кстати, более чем адекватно.
— В прошлом году расточили и «завтулили» крышку двигателя, где ходит вал кикстартера — из-под него постоянно выдавливало смазку. Лапка стала более тугой, зато теперь сухо! На то, чтобы исправить нарушение герметичности, ушло пару десятков «копеек».
— Подножки тоже очень сильно люфтили. Дабы их слегка поднять и жёстко зафиксировать, вытачивал специально под нужные размеры шайбы. Под сиденьем находятся резиновые упоры. Они отсутствовали — пришлось изготавливать по лекалам. Короче говоря, даже имея комплектный на первый взгляд мотоцикл, руку найдёшь к чему приложить.
«Для меня это машина… мотоцикл времени!»
— По сути, у меня только сейчас закончилась «обкатка» техники после всех проведённых работ. Могу на дачу съездить или изредка на работу отправиться. Если пользоваться постоянно, лучше менять стиль одежды и закупать соответствующую экипировку. Сейчас у меня базово только шлем и перчатки.
— На мой взгляд, «Ява» переносит в другую эпоху, служит своеобразной машиной времени. Только в моём случае это мотоцикл. По ездовым характеристикам и технической части 634-я модель достаточно крепко держится в сравнении с современными байками для новичков. И стартует, и едет, и тормозит очень достойно!
— Да, четырёхступенчатая КПП не позволяет комфортно двигаться по трассе: небольшой потолок по скорости. Скажу так: крейсерская и рабочая зона «Явы» — между 80 и 110 км/ч. Дальние расстояния мотоцикл перенесёт, но как-то особого желания и необходимости проверять не было. Пожалуй, это всё-таки удачный городской вариант: проехать летом до речушки, отдохнуть в тени и отправиться дальше. В пределах 50 км за один присест.
— Расход на 100 км — плюс-минус 4,5 литра. Если активно «наваливать», возможно, вырастет до пятёрки. При размеренном и спокойном стиле вождения будет скромный аппетит. Вдобавок для двухтактного двигателя необходимо топливо смешивать с моторным маслом: или в канистре, или сразу подливать в бак. Я уже рассчитал пропорцию и после заправки добавляю необходимое количество техжидкости, ведь вожу её с собой.
— Окружающие реагируют очень позитивно. Для многих (особенно возрастных) людей эти мотоциклы ассоциируются с молодостью, у них возникает чувство ностальгии. В Барановичах есть ретросообщество, плюс регулярно участвуем в открытии сезона. В нынешнем году, например, моя «634-я» была единственной.
— На уже готовой Jawa 634 я полноценно катаюсь второй сезон. Одно время подумывал продавать, чтобы купить эндуро. Правда, в последний момент передумал. Даже потенциальный покупатель приезжал на осмотр, однако в самый ответственный момент сальник под генератором начал подсасывать. Соответственно, байк едва заводился. Уже после «смотрин» я демонтировал генератор, заменил на нормальный сальник вместо китайского и… отказался от идеи продажи!
— Всё-таки подобная Jawa — штучный экземпляр, а недорогой «эндурик» можно, накопив денег, купить в любой момент. Знакомый меня подтянул в тему внедорожных мотопоездок — понравились мне «покатушки». Хотя, представьте, ещё пять лет назад о байках всерьёз даже не думал!