На прошлой неделе старшеклассники СШ №1 Каменца смогли попробовать себя в роли пилотов пассажирского самолета. Авиасимулятор Boeing 737 NG, который полностью воспроизводит действия пилота по управлению судном (вывести самолет на взлетную полосу, поднять его в воздух, сделать разворот и т. д.) привез им «для пробы» выпускник школы, а ныне техник по обслуживанию воздушных судов авиакомпании «Белавиа» Сергей Сидорук. Мы встретились с Сергеем, чтобы расспросить о его пути в «Белавиа» и узнать, что для него значит эта работа.
Десять с половиной классов Сергей благополучно отучился в школе в Каменюках. Ну как благополучно? «Учеба для меня никогда не была в приоритете», – честно признается он. Зато спорт нравился очень. Занимался туризмом, играл в футбол, потом увлекся волейболом, выступал в школьной команде. Во время ка кихто соревнований, где их команда встретилась с командой школы №1 Каменца, в то время одной из сильнейших в районе, способного игрока приметил учитель физкультуры СШ №1 Юрий Михайлович Комар. После игры подошел к Сергею и предложил: хочешь играть в нашей команде? Переходи в нашу школу! Отец был против: выпускной через полгода, каждый бал аттестата имеет значение, разве можно в такое время менять школу? Но мама поддержала. Да и Сергей, к тому времени уже твердо нацелившийся поступать на спортфак, понимал, что опыт игры за хорошую команду ему наверняка зачтется…
Волейбольная команда авиакомпании «Белавиа». Момент награждения команды от Белорусской федерации волейбола. Сергей Сидорук в нижнем ряду второй слева
Третью четверть он начал уже в новой школе – и здесь решил, что надо серьезнее взяться за учебу. Говорит, как щелчок какой-то в сознании произошел. Стал активно готовиться к поступлению. Причем не только нормативы на стадионе отрабатывал и штудировал предметы, которые нужно было сдавать, но и остальные пытался подтянуть. «Учителя были хорошие и в Каменюках, и здесь. Это я учиться не хотел. Но тут вдруг понял, что учиться надо, и учителя мне очень в этом помогли», – говорит он. Особенно Сергей благодарен тогдашней учительнице физики Светлане Леонидовне Плотко. Благодаря ей за полгода он подтянул свою физику от почти нулевого до относительного приличного уровня. Много позже, сдавая экзамены по физике для поступления в Академию авиации, он не один раз вспомнит Светлану Леонидовну доб рым словом…
Еще немного – и самолет отправится в рейс
Выбор пути
От намерения поступать на спортфак он отказался, к большой радости отца, где-то за пару месяцев до окончания школы. По совету одного из родственников, работавшего в гражданской авиации, решил подать документы в Высший авиационный колледж на средне-специальную ступень. Выбрал специальность, которая ему самому на тот момент ни о чем не говорила: приборное светотехническое оборудование воздушного судна. Учился платно, поэтому спустя три года учебы под распределение не попал. Попытался устроиться по специальности в «Белавиа» – не взяли. Год поработал на предприятии «МАЗ-Купава» и очень благодарен людям, с которыми там трудился бок о бок: они научили его работать руками, а не «по учебникам». Потом очень это в жизни пригодилось. Вот только зарплата на «МАЗе» не устраивала – ее хватало лишь на оплату жилья. Понял: чтобы зарабатывать достойно и иметь возможность роста, надо получить высшее образование. Сергей подал документы в Академию авиации на факультет гражданской авиации в продолжение своей учебы в колледже, сдал экзамены – и поступил. Не на бюджет, к сожалению (было лишь два «бюджетных» места), зато на заочную форму, что давало возможность работать и зарабатывать «на жизнь». И он работал: автотипов воздушных судов классов Embraer и Boeing. У Сергея нет допуска лишь к последнему самолету, который пришел перед Новым годом. В ближайшее время рассчитывает получить допуск и на него. Для этого нужно пройти обучение – оно проводится зарубежными центрами корпораций-производителей, специалистов которых нанимает руководство «Белавиа». Специалист приезжает в Беларусь, обучает группу и принимает экзамен. Обучение ведется только на английском языке. Вся эксплуатационная документация воздушных судов – тоже на английском.
В ангаре цеха технического обслуживания
Безопасность в приоритете
Значит ли это, что техник по обслуживанию воздушных судов все время находится в аэропорту и дальше его в рабочее время никто не видит? Нет, конечно. Во-пер вых, есть определенные рейсы, на которых сопровождение инженерно-технического персонала обязательно. Например, «Белавиа» является официальным перевозчиком бело русского хоккейного клуба «Динамо-Минск». Ребята играют в разных городах и странах, и важно, чтобы они прилетали к месту назначения точно вовремя. Поэтому вместе с ними этим же рейсом летит технический персонал. Так же сопровождаются некоторые коммерческие рейсы. Бывают и другие ситуации: самолет приземлился в аэропорту назначения, но нужна техническая поддержка. Тогда техники вылетают ближайшим рейсом и на месте устраняют проблемы. Иногда такая командировка длится день: туда и обратно. Иногда – неделю, и тогда есть возможность погулять по городу и посмотреть другую страну.
Но в действительности серьезных проблем с самолетами «Белавиа» не было еще ни разу. «Наша авиакомпания очень серьезно и даже жестко относится к техническому обслуживанию самолетов. Безопасность людей превыше всего. Это приоритетно. И мы не позволяем себе моменты, чтобы выпустить в полет самолет с какой-то неисправностью, даже пустяковой на первый взгляд. Устраняем на земле все возможные проблемы здесь и сейчас, максимально быстро и качественно», – говорит Сергей.
День города в Минске
Работа мечты
В авиакомпании «Белавиа» он уже 11-й год, и смело может назвать свою работу работой мечты.
«Сейчас моя работа приносит мне не только достойный доход, но и удовольствие. Это очень важно», – подчеркивает Сергей. Плюс очень хороший социальный пакет и замечательный коллектив, в котором много по-настоящему интересных людей. Одна Марина Васильевская чего стоит!
Возле самолета времен Великой Отечественной войны. Прилетал в Минск своим ходом
А еще, и об этом Сергей говорит с не меньшим удовольствием, ему удалось реализовать все свои «хотелки». Он по-прежнему не расстается со своим любимым волейболом: авиакомпания спонсирует две волейбольные команды – мужскую и женскую, Сергей их тренирует и играет сам. Команды неоднократно становились призерами спартакиады среди организаций министерства транспорта и коммуникаций, а в 2023 году мужская команда стала чемпионом города Минка в любительской лиге. В прошлом году команда «Белавиа», которую готовил Сергей Сидорук, впервые за последние 10 лет поехала на турслет Центрального района Минска, и среди 28 команд заняла 7 место. Очень неплохо для первого раза, но Сергей намерен в следующий раз добиться лучшего результата. В свободное время он с удовольствием поет в кавербэнде, увлекается созданием сайтов и художественной фотографией. В общем, живет на полную катушку.
Во время учебы в колледже Сергей закончил военную кафедру и получил звание младшего лейтенанта запаса. На церемонию принятия присяги приезжали его родители
«Я уверен: каждый человек может добиться в жизни всего, чего хотел бы. Нужно лишь уметь ставить цели и упрямо идти к ним», – говорит он.
И его пример – тому подтверждение.
В школе №1 г.Каменца
Ученица 2 класса гимназии Доминика Селюкова пришла в школу специально, чтобы «поуправлять Боингом»