Отпуск с ограничениями. Куда ездили брестчане летом-2022? «Вечёрка» собрала несколько реальных историй с Запада и Востока.
Маршрут Дарьи: Геленджик, Россия
– Больше без моря наша семья жить не могла. При рассмотрении различных вариантов остановились на Геленджике – черноморском курорте России. Вернее, с самого начала выбрали пригород курорта под красивым названием Голубая Бухта. Нужен был тихий и даже дикий отдых, при этом за окном хотелось видеть горы, лес, и чтобы пахло сосной.
В последние годы мы путешествовали на своем автомобиле. Несмотря на довольно длинную дорогу, решили традиции не изменять. Друзья подсказали, что на курорты Краснодарского края белорусы ездят тремя дорогами: через Минск, Могилев и Гомель. Мы сделали выбор в пользу лучшей трассы – через Минск. Выехали из Бреста в 5 утра, вечером того же дня с остановками и прогулками приехали в Орел, ночевали в придорожном отеле – стоимость примерно 3000 российских рублей (100 RUR = 4,25 BYN) за трехместный номер. Снова выехали в пять утра и в 17:00 были в Голубой Бухте.
Дороги в России, по нашему ощущению, теперь лучше, чем в Беларуси. Особенно впечатлила трасса федерального значения «Дон», которая соединяет Москву с Новороссийском и проходит по крупным городам – Воронежу, Ростову-на-Дону и Краснодару. На всей трасе есть платные участки стоимостью от 80 до 300 российских рублей – общая плата за комфорт на дорогах нам обошлась не более 10 у.е. На всей трассе «Дон» достаточно хороший сервис: дизтопливо, которым мы заправляли наш автомобиль, примерно той же стоимости, как и в Беларуси. На всей протяженности «Дона» множество отелей на разный кошелек – в пересчете от 5-10 долларов за ночлег для трех человек. Надо помнить, что заселиться необходимо до 10 вечера. Иначе свободный номер – по крайней мере, так было нынешним летом – найти трудно.
На протяжении всего пути мы вели переговоры с арендодателями. В поиске жилья обычно пользуемся двумя сайтами: «Едем-в-гости» и «Хочу-на-море». Конечно, мы могли бы найти жилье еще в Бресте и оплатить по карте, но нам казалось это небезопасным. В конечном итоге, наше жилье у моря стоило 2500 российских за трехместный номер. Жилье оплачивали наличными, но перед поездкой оформили карту «Мир», которую принимали везде – на заправках, в магазинах, любых самых маленьких киосках. Разве что на рынке нельзя было рассчитаться.
Интересная деталь: в России во многих местах при безналичном расчете получаешь бонус. Например, катание на канатной дороге на троих обошлось в 1030 российских рублей, а если платить наличными – 1150 рублей.
Отдых полностью оправдал мечты. Пляжи в Голубой Бухте малолюдные, мы же искали вовсе дикие. В таких местах один недостаток – каменистый вход в море. Для семей с маленькими детьми, наверное, не подходят. А мы наслаждались кристально чистой прохладной водой, видом гор, бликами солнца на волнах.
В целом на отдых мы потратили немного больше, чем в Турцию слетать в былые годы. Но сбылось главное – море и горы.
Маршрут Ирины: Кобулети, Грузия
– Мы выбрали автобусный тур по маршруту Минск – Воронеж – Тбилиси – Кобулети – Батуми. Остановились на более дешевом и менее людном курорте Кобулети. Стоимость на автобусные туры разнится в зависимости от числа ночлегов в отеле на пути к морю. Мы выбрали тур с одним ночлегом по дороге «туда» и одним ночлегом на обратном пути. Это означает, что вторая ночь будет проведена в автобусе. Наша молодая, падкая на приключения семья такие «трудности» преодолевает на два щелчка. Такой тур обошелся нам в 320 условных долларов и 80 рублей на человека.
В дорогу взяли белорусский паспорт (визы не нужны), медицинскую страховку (обязательна за рубежом) и наличные деньги. На всякий пожарный оформили карту «Мир», но в наше нестабильное время запаслись российскими рублями, евро и долларами. В Грузии всю эту валюту можно достаточно легко обменять на местные лари (1 BYN = 1,10 GEL). Курс очень удобный для счета в белорусских рублях: фактически один к одному.
В Минск отправились на своем авто, оставили на стоянке. В 6:00 выехали из Минска, к вечеру остановились в отеле Воронежа. Не сказать, что место отдыха заставило восхититься, но чисто-мягко-уютно. В семь утра следующего дня выехали и теперь уже преодолевали с ночным переездом около 1470 километров по территории России и Грузии. Когда мы вырулили на Военно-грузинскую дорогу с горными пейзажами, усталость как рукой сняло. Для жителя равнинного Бреста это такое захватывающее зрелище, будто открывается второе дыхание. Экскурсия по древней столице Грузии Мцхете, которая в туре следует сразу после ночного переезда, у нашей группы вызвала крутые ощущения. Мы поднимались в Храм Светуцховели, где захоронен Хитон Господен, бродили по улочкам старинной Мцхеты. После бессонной ночи, прошедшей в тревожной дорожной дреме, аутентичные домики Грузии – с их милой неухоженностью, но подлинными деталями прошлого — казались сказочно красивы.
Четвертый день тура – прогулка по Тбилиси. Не совсем логично, но в Тбилиси лучше всего менять СКВ на местные лари. Курс более выгодный, чем в малых городах страны. В столице начинаешь вспоминать штампы блогеров: «Грузия – это гастрономический рай». Конечно, в центре все заведения, где очень хочется попробовать местную кухню, обойдутся туристу дороже. Поэтому лучше придерживаться цен, которые дошли до Беларуси в качестве грузинского стандарта: хинкали – 1 лари за штуку, хачапури – 8-12 лари за порцию. В кафе, даже очень атмосферном, можно пообедать за 15-20 лари. Примерно такие же цены на обеды и на аджарских курортах Грузии – Кобулети и Батуми. Недорого стоят развлечения – например, билет на фуникулер – 2,5 лари, в музей – около 10 лари. Совсем смешные цены на транспорт – 0,5 лари – поездка в автобусе, маршрутка может обойтись и дешевле, и дороже – от 0,3 до 2 лари. Развита аренда авто – в среднем, 25 долларов в сутки.
В Кобулети мы провели 8 счастливейших дней. Небольшой курортный поселок в три улицы, но какое разнообразие кафе и ресторанчиков! Вечерами отовсюду звучит музыка – молодежные вечеринки на любой вкус. Набережная простирается вдоль моря настолько, что можно идти, наслаждаясь морским бризом, не менее 4 часов. Пляж – галечный или мелкогалечный, поэтому особо нежным особам советуют приобрести специальные тапочки. Еще важная деталь – высокая влажность как в Батуми, так и в Кобулети.
Говорят, еще в прошлом сезоне о грузинских курортах говорили как о дешевом отдыхе. В нынешнем году цены подросли и стали соизмеримы с брестскими. Если покупать продукты в супермаркете, в Кобулети можно отдохнуть вдвоем за 20-25 долларов в сутки. Если хочется насладиться грузинской кулинарией, стоимость суточных расходов вырастет как минимум в полтора раза.
В Грузии широко распространен вид арендного жилья, так называемый гестхаус. Это комната в обычно просторном доме, где вы окажетесь на одной площади с местными хозяевами. Обычно в гестхаусах предлагается обильный завтрак, а цена такого жилья варьируется в районе 10 долларов за комнату.
Маршрут Александра: Франкфурт-на-Одере, Германия
– Цель отпуска была определенной – погостить у друга. Удивило, что в ночных автобусах на Варшаву нет ни одного свободного места. На станции «Варшава Заходня» приобрели билеты «PKP Intercity» – польской железнодорожной компании. Нам предложили билеты без мест. Что делать? В Слубице – городе, соединенном с немецким Франкфуртом-на-Одере мостом, нас ожидали. Билет в 55 евро (1 EUR = 2,54 BYN) позволил примоститься в вагоне на откидной седушке. Людей было много; кроме поляков стояли-сидели русские, украинцы, чеченцы… Удивило, что на польской железной дороге, кажется, нет никакого ЧП, если поезд опаздывает. На 50 минут позже состав пришел на посадку, к конечной станции опоздал на 1 час 50 минут.
В Германии повсюду организованы пункты для украинских беженцев. Но на улицах, в магазинах и кафе их не видно. Германия сегодня сосредоточена на другой проблеме – пересыхания рек. Дохлые рыбы – не выдумки СМИ, они видны, и реально плохо пахнет на улицах Франкфурта, приближенных к реке. В Рейне, как мы узнали по ТВ, показались каменные глыбы – местные их называют «голодные камни». Есть поверье: если из реки вышли «голодные камни», значит наступил сезон неурожая, и в этом году надо ожидать недостаток пищи. Не сказать, что немцев это пугает, но некая тревожность все-таки есть.
Франкфурт, по ощущениям, обезлюдел. Город насчитывал около 50 тысяч жителей (примерно с Кобрин), а сейчас стал населением с Жабинку. Говорят, осталось не больше 30 тысяч. Есть крупный транснациональный университет «Виадрина» – три факультета на немецком берегу, два – на польском. Но молодежи не видно – никто не гуляет вечерами по улицам, не тусуется у клубов. Большое впечатление оставляет понимание, что тут продолжает действовать «ковидный синдром». Не известно, как в цифрах, но внешние проявления экономики не восстановились. Все пивные пабы – гордость Германии – закрыты или работают очень ограниченное время, с 18:00 до 21:00. В солнечный летний день в центре Франкфурта открыты один пивной паб и пара кофеен.
Хорошо, что есть шанс сходить через мост в польский Слубице. Граница свободна – гуляй туда-сюда. У них есть даже трансграничный проект под названием «Слубфурт» – то есть Слубице и Франкфурт-на-Одере. Проект продвигают на средства Евросоюза, и видно, что он начинает оживать. Но вот разница: во Франкфурте – парки с дикими животными, все очень комфортно, а делать закупы и угощаться надо в Польше. В Германии в 21:00 жители укладываются отдыхать, а поляки, люди с коммерческой жилкой, предлагают услуги. Здесь с утра до поздней ночи работают кафе и рестораны, где все дешевле, чем у соседей.
Немцы, похоже, живут очень расслабленно. В магазинах есть всё – и еще немного больше. Чувствуется, что в проблемы геополитики рядовой гражданин Германии вникать глубоко не хочет. Здесь не следят за ходом спецоперации, больше волнуют проблемы, которые могут коснуться конкретно страны, города и семьи: тревожит неприятный запах с реки и эти пресловутые «голодные камни». Много занимаются спортом, с легкостью и удовольствием волонтерят. Никто не подчиняет каждую минуту жизни делу. Они научились жить для себя, и лично мне это нравится.
В Польше, Германии мы рассчитывались зарплатной картой «Белгазпромбанка». Она прекрасно работала в магазинах, железнодорожных кассах, вагоне-ресторане, почтовом отделении. С нами были платежные карты других банков Беларуси, но большинство не сработали в нужный момент.