Что делать потребителям и кому предъявлять претензии, если купленный товар оказался некачественным

07.03.2022 22:17
Общество

О том, как потребители могут отстоять свои права, рассказал заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик.

Фото

— Не лишним будет напомнить алгоритм действий, если покупатели приобрели некачественную продукцию. В таком случае можно предъявить претензию продавцу, изготовителю, поставщику или импортеру. В соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», информация об изготовителе и поставщике должна быть указана в маркировке товара, например на этикетке, упаковке. Человеку стоит оставить письменную претензию с четко сформулированными требованиями в Книге замечаний и предложений продавца, которая должна быть предоставлена по первой просьбе, — рассказал Владимир Пучик. — Кроме того, согласно ст. 20 упомянутого Закона покупатель вправе потребовать: заменить продукцию на качественную, соразмерно уменьшить или вернуть уплаченную стоимость. Продавец не может отказать в удовлетворении требований, даже если товар частично использовался, а упаковка вскрыта или повреждена.

Также специалист порекомендовал обратиться, исходя из места расположения торгового объекта, в районный или городской Центр гигиены и эпидемиологии, а в случаях необходимости – в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации, чтобы провести оперативную проверку с отбором проб.

— Стоит отметить, что продовольственные товары, приобретенные и находящиеся на хранении у потребителя вне зависимости от продолжительности срока хранения, как правило, проверке качества и экспертизе не подлежат, — уточнил В. Пучик. — Если обращаетесь в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов, то стоит указать: наименование и адрес торгового объекта, где приобрели продукцию, ее название, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, производителя. Также необходимо обозначить даты покупки, изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара. Эти сведения необходимы для правильного отбора проб и проведения экспертизы или проверки качества продуктов питания. Кстати, стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Но если в результате признана вина потребителя, то он обязан возместить продавцу расходы за транспортировку товара для проведения проверки и стоимость процедуры.

В. Пучик дополнил, что пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации, если не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не указаны установленные сроки годности или они уже истекли, нет маркировки с необходимыми сведениями.

Обоснованные требования потребителя продавец должен удовлетворить незамедлительно, максимальный срок — 7 дней, при необходимости проведения экспертизы — в течение 14 дней.

Справочно

Для защиты своих интересов потребитель может обратиться:

  • в местные исполнительные и распорядительные органы, которые в соответствии со ст. 43 Закона «О защите прав потребителей» обязаны обращаться в суд с соответствующим иском;
  • в общественные объединения потребителей (с перечнем можно ознакомиться на сайте Мингорисполкома);
  • с иском в суд.

В соответствии со ст. 257 Налогового кодекса Беларуси (Особенная часть) потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Источник: Минск-Новости