НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

Как Хрущев и Брехт помогли 10-класснику из Бреста выиграть «бронзу» республиканской олимпиады

18.04.2022 13:47
Общество

Николай Дыяковский учится в 10 «Б» гимназии №1 Бреста. Класс – информатико-математического профиля. Все школьные друзья мечтают связать жизнь с IT-сферой. И когда парень поступал в гимназию, дома подумали, что, наконец, в семье появится технарь. Но не случилось: с первых дней учебы Коля Дыяковский ходом мыслей начал доказывать, что он – ярко выраженный гуманитарий. А тут еще совпадение: русский язык и литературу в 5 «Б» преподавала Инна Васильевна Кондратьева, которая поняла, что в ее силах, а может быть – и предназначении, дать этому мальчику возможность полностью реализоваться, пишет «Вечерний Брест».

Фото из открытых источников (иллюстративное)

Готовиться к предметным олимпиадам учитель и ученик начинали с пятого класса. В заключительном этапе республиканской олимпиады Дыяковский начал участвовать с 9-го класса. В олимпиаде-2022 по русскому языку и литературе показал результат 80,75 балла – уровень диплома III степени. Взять «бронзу» на вершине, где состязаются лучшие из лучших, – это действительно победа. Прежде всего, над собой.

Олимпиада по русскому языку и литературе проходит в форме «решения» комплексной работы по лингвистике и написания отзыва на литературное произведение. Обычно – это стихотворение поэта XX века. Часто для разбора выбирают стихи «шестидесятников». В прошлом году на республике участники олимпиады разбирали стихи Наума Коржавина, а в нынешнем молодому поколению было дано стихотворение Ивана Кобзева «Ожидание» – о чувствах человека, который в партере театра размышляет в предчувствии прикосновения к искусству.

По правилам олимпиады стихи можно «препарировать» с точки зрения техники написания: ритм, рифма… А можно сделать акцент на ассоциативный ряд. Николаю, как молодому человеку, который любит все сложное, конечно, интереснее второе. С поэзией у него вообще особые отношения. Его увлечение хип-хопом обострило чувство точной рифмы, обожает Маяковского – за сложность слога. «Когда читал Маяковского, мне было понятно, почему это круто – потому что это сложно». А многослойные миры Бродского стали близкими, так как рассказаны современным языком.

– Это увлечение поэзией помогает в олимпиаде, – говорит Николай Дыяковский. – Когда что-то читаешь в свободное время, начинаешь видеть некоторые отсылки к опыту своей жизни, мгновенно появляются ассоциации к тексту, понимаешь, в каком контексте его можно интерпретировать. Принято считать, что математика, шахматы, информатика развивают мозг. Чтение тоже развивает мозг! Поэт делится с тобой своим способом смотреть на мир – иным способом, чем ты и твое окружение.

На областном этапе олимпиады нынешней весной гуманитарии писали отзыв на стихотворение Заболоцкого «Осень». Николай не успел его разобрать до конца так, как хотелось, отсюда появилось ощущение нехватки текущих знаний, желание узнать ещё больше. К заключительному этапу подготовился лучше: репетируя интеллектуальное сражение, сделал до 10 отзывов. Чтобы понять, какой это труд, представьте: каждый отзыв предполагает не менее четырех часов работы, четырех часов глубокого интеллектуального погружения.

– Победа в олимпиаде – это своеобразная «социализация» твоих способностей, признание обществом, – продолжает Николай. – Если хочешь быть признан, победа потребует большой отдачи. Надо готовиться и с технической точки зрения – тренировать умение обозначать идею, тему, проблематику. На божественное вдохновение рассчитывать всегда – нельзя. Я рассматривал стихотворение Кобзева и точки зрения эпохи «шестидесятников» – с одной стороны Хрущев стучит ботинком в ООН, с другой – на сцене ставят пьесы Бертольда Брехта. И с философской точки зрения: рассматривал метафору «жизнь как театр». Мне казалось, что выжал из текста тот максимум, который был возможен.

Самым главным опытом участия в олимпиаде Николай Дыяковский считает общение – разговоры в кругу умных сверстников. Классно было, когда сидели до двух ночи и говорили об истории, играли в волейбол…

Десятиклассники-победители предметных олимпиад фактически не имеют никаких привилегий. Без экзаменов в вуз принимают только дипломированных «олимпиадников» выпускного класса. Однако есть поощрение и младшим: на время подготовки к олимпиаде и одну неделю после неё – ведь республиканский этап олимпиады проходит на весенних каникулах – дают свободное посещение. В эти две недели в жизни, по словам Николая, устанавливается «отвратительный режим». Можно позволить себе поспать всласть, а потом – в библиотеку. За 3 дня проглатывает более 1000 страниц!

– Через год выбирать профессию, – рассуждает парень. – Впереди у меня много путей. Кем быть, пока не решил. Но знаю точно, что буду работать со смыслами.

Фото: из открытых источников (иллюстративное)