70 лет назад с конвейера сошел первый белорусский трактор
14 октября 1953 года в Белорусской ССР был выпущен первый колесный пропашной трактор на баллонах «Беларусь» МТЗ-2. Это событие положило начало белорусскому тракторостроению.
О 70-летии белорусского тракторостроения напоминает официальный телеграм-канал МТЗ, подробнее рассказывая о первом тракторе.
Максимальная скорость первого трактора составляла 13 км/ч
Заводчане признают, что, конечно, МТЗ-2 не был первой продукцией Минского тракторного завода. Сначала плуг, потом «гусеница», потом трелевочный, но вся эта техника выпускалась по чужой конструкторской документации. Поэтому в 1948 году было решено делать свой белорусский трактор.
В 1948 году отдел главного конструктора МТЗ закончил эскизно-технический проект первого белорусского трактора в двух модификациях:
- «Беларусь» МТЗ-1 (со сближенными передними колесами для обработки высокостебельных культур),
- «Беларусь» МТЗ-2 (с совпадающим следом передних и задних колес для междурядной обработки низкостебельных культур).
18 июня 1949 года был создан экспериментальный образец трактора «Беларусь» МТЗ-1. В серию модификация не пошла, зато стала основой для серийного трактора «Беларусь» МТЗ-2.
И вот уже 14 октября 1953 года в 17:16 с главного конвейера тракторосборочного цеха №2 (ныне механический цех №4) сошел «Беларусь» МТЗ-2 – белорусский от начала и до конца. Заводчане публикуют архивные кадры.
Мощность двигателя МТЗ-2 составляла 37 л.с., конструктивная масса – 3250 кг. На машину была установлена механическая пятискоростная коробка передач: 5 передач переднего и одна заднего хода. Трактор развивал максимальную скорость 13 км/ч.
Если говорить о других особенностях, то МТЗ-2 был оснащен валом отбора мощности и шкивом с приводом от ВОМ для работы со стационарными машинами, генератором переменного тока и тремя фарами. Машина имела гидравлическую систему для подъема навесных орудий с одним раздельно управляемым цилиндром двустороннего действия, была снабжена маятниковым жестким регулируемым прицепным приспособлением.
Кабины отсутствовала, над баком для топлива размещался ящик для инструментов, который служил каркасом для сиденья. Рулевое колесо справа, на приборной панели – термометры масла и воды, масляные манометры. Вот, собственно говоря, и всё.