Если школьнику стало плохо во время уроков. Отпустят ли домой без сопровождения родителей?
Фото из открытых источников (иллюстративное)
«Ученика не отпустили домой с болью в животе — все закончилось операцией» — материал о громкой ситуации коллеги опубликовали в конце января. Все вроде бы предельно ясно, но есть пару довольно скользких моментов. Можно ли отпускать ребенка, пусть даже восьмиклассника, домой самостоятельно, при условии жалоб на самочувствие? Действительно ли телефоны у школьников «под замком»? Какой порядок действий, если есть повод для вызова скорой к порогу учреждения образования? За ответами корреспондент агентства «Минск-Новости» обратилась к медикам и в комитет по образованию Мингорисполкома.
Начнем с главного: почему не отпустили домой?
— В состоянии болезненности домой не отпускают даже выпускников, не говоря уже об учащихся средних или младших классов, (имеется в виду самостоятельно. — Прим. авт.) — озвучила регламент действий заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Смирнова. — Даже если идет речь о тривиальной вроде бы головной боли. По дороге домой с ребенком может случиться что угодно.
В случае, если первая медицинская помощь не дала эффекта или не может быть оказана (например, по причине временного отсутствия медработника), варианта решения только два: либо родители приезжают и забирают чадо сами, либо вызывается неотложка.
— Скорая помощь обязательно вызывается при острой боли в животе, в случае повышения либо понижения кровяного давления, при обморочных и прочих состояниях, когда нужно действовать быстро, — уточнила О. Смирнова. — Часто, когда дорога каждая минута, мы ставим в известность родителей уже после вызова кареты скорой помощи. Хочу отдельно подчеркнуть: в больницу ребенка всегда сопровождает взрослый. И если у родителей не получается приехать непосредственно в школу к моменту прибытия скорой, в машину неотложки вместе с учеником садится сопровождающий педагог, который все это время держит связь с родителями, сообщает, в какую больницу везут ребенка. В этом случае, как правило, родители встречают скорую уже возле учреждения здравоохранения и дальше сопровождают сына или дочь как законные представители.
Исходя из публикации, мама подростка была готова приехать (приводим дословно выдержки из статьи. — Прим. авт.): «…— Это было часов в 11. Я сказала сыну, чтобы нашел классного руководителя или завуча и отпросился домой, пообещала, что в случае чего заберу его. Также прозвучала фраза «Ну позвонили бы, сказали, что одного не отпускают — я бы тут же приехала». Но никто не перезвонил. В кратком пересказе ситуация такова: ребенок обратился в медпункт, медсестра произвела осмотр (не измерив температуру), дала пять таблеток угля и рекомендовала подростку повторно обратиться через 45 минут, если боли сохранятся. Повторного обращения не было. Но уже после уроков подросток вернулся домой с болями в животе справа, незначительным — чуть выше 37 — подъемом температуры. Вместе с мамой они поехали в поликлинику, откуда были направлены в хирургию с подозрением на острый аппендицит.
Минчанка отмечает, что сын просто терпел и не хотел никого беспокоить. А кроме того, не мог позвонить. Опять же, приводим прямую цитату: «Стоит отметить, что парень у меня скромный, спокойный, ответственный и лишний раз постесняется кого-то беспокоить. Я же решила, что раз никто не звонит, ни классная, ни медсестра, значит, с сыном все в порядке. Он-то позвонить не мог, поскольку телефоны на время уроков у детей забирают».
На время уроков — да, но на время перемен — нет.
Как разъясняет представитель комитета по образованию, в упоминаемой школе порядок обращения учеников с мобильными телефонами таков:
— При входе в учебный кабинет ребята оставляют средства мобильной связи в специальном контейнере (либо на специально отведенной парте, либо на столе учителя). По окончании урока при выходе из кабинета — забирают обратно. Кроме того, в случаях экстренной необходимости ребенок может воспользоваться телефоном с разрешения учителя даже во время урока.
В начале публикации сама мама говорит: «Он перезвонил и передал слова классной: осталось всего три урока, просила остаться». То есть, минимум две перемены для возможности сообщить, пусть не медсестре или учителю (делаем поправку на скромность и нежелание лишний раз кого-либо беспокоить), но маме об ухудшении самочувствия у подростка все-таки были.
И есть еще один весомый момент. Женщина предоставила эпикриз, в котором указано, что у мальчика был острый флегмонозный аппендицит, который и потребовал полостной операции.
— Именно флегмонозный аппендицит не всегда можно определить при обычном осмотре, даже с измерением температуры тела, — объяснила главный внештатный специалист по медобеспечению в организованных коллективах комитета по здравоохранению Мингорисполкома Елена Иватович. — И коварство такого аппендицита в том, что его течение может не быть острым, как у того же гангренозного, когда симптоматика не оставляет никаких сомнений.
У медика уточняем момент, а должен ли школьный фельдшер настаивать на повторном осмотре, если ученик снова не обратился за помощью?
— Медработник может только порекомендовать обратиться повторно спустя определенное время, как и было в ситуации в указанной школе, — ответила Е. Иватович. — Все действия сотрудника медпункта регламентированы соответствующим приказом Минздрава № 1925 и клиническими протоколами по оказанию экстренной неотложной помощи.
У мамы подростка остались вопросы и неудовлетворение слишком мягким наказанием: классному руководителю было объявлено замечание. У директора учебного заведения закономерный встречный (исходя из первоисточника. — Прим. авт.) вопрос: «Но непонятна и позиция мамы: почему она не позвонила ни сыну, ни классному руководителю и не уточнила, как он себя чувствует?».
Похожего мнения придерживается и заместитель председателя комитета по образованию Ольга Смирнова.
— Классный руководитель, действительно должна была информировать маму о состоянии ребенка после посещения, — подчеркнула О. Смирнова. — Но и мама тоже могла сама позвонить и узнать о состоянии ребенка: руководству школы, в приемную, классному руководителю… Будем честными, сегодня родители имеют возможность дозвониться куда угодно, если это им действительно важно.